Вторник , 19 января 2021

Главная » Новости Геленджика » АЛЕКСАНДР ЗАВАЛИЙ: «ЛЮБИМАЯ РАБОТА – ЛУЧШИЙ ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ»

АЛЕКСАНДР ЗАВАЛИЙ: «ЛЮБИМАЯ РАБОТА – ЛУЧШИЙ ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ»

Живописец, иллюстратор, инсталлятор, театральный художник, член Союза художников России, на счету которого более 500 работ – так характеризуется в Интернете известный геленджикский художник Александр Завалий, чья серия картин «Эпические коты» не так давно просто взорвала всемирную паутину. Такого эффекта не ожидал и сам он, более того, с некоторым сожалением говорит, что эта серия теперь отвлекает внимание от его остального творчества. «Получается, — говорит Александр, — что в мои 60 меня, прежде всего, знают по этим «котам».
Впрочем, за этим кроется некое лукавство. Многие художники могут только мечтать о таком внимании. Впрочем, как и о такой же востребованности. Судите сами, свой юбилей в эти дни Александр Завалий отмечает не дома, не в кругу друзей и близких, а в самых настоящих фронтовых окопах, раскрашивая немецкие танки и обустраивая блиндажи советских воинов. Московские кинематографисты к юбилею Великой Победы торопятся завершить новую кинокартину о бессмертном подвиге 28 героев-панфиловцев. Одним из художников-постановщиков приглашен наш земляк – Александр Завалий. И такую масштабную работу, о которой, в общем-то, он мечтал всю жизнь, Александр считает лучшим подарком к юбилею.
— Военная, патриотическая тема всегда были преобладающими в моем творчестве, — говорит художник в начале нашего телефонного разговора, когда мы ему позвонили, что бы поздравить с приближающимся 60-летием и, разумеется, побольше узнать о новой работе в кино. – Пока рабочее название картины «28 панфиловцев», но скорее всего оно измениться, и будет называться «Последний рубеж» или еще как-то в этом роде. Фильм планируется многосерийным, но, к сожалению, последние экономические потрясения, заставили сильно урезать бюджет картины, ее сократили до четырех серий, пришлось отказаться от летних съемок эпизодов формирования и подготовки легендарной дивизии генерала Панфилова, рассказа предварительной истории главных героев, а эти съемки планировались, кстати говоря, в Крыму. Остались только зимние сцены, непосредственно самих боев в битве под Москвой. Батальные эпизоды, несмотря на выше упомянутые трудности, будут довольно масштабны. Так, только в двух танковых атаках на разъезд Дубосеково у нас задействовано более 30 машин. Удалось сэкономить на декорациях, окопы и блиндажи используем те, которые остались после съемок фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем – 2», разумеется, трансформировав их под противотанковые позиции бронебойщиков. А так, работа кипит полным ходом, надеемся успеть сдать картину ко Дню Победы.
В кино Александр Завалий пришел уже достаточно давно, имея до этого колоссальный опыт работы театрального художника в некогда существовавшем в Геленджике драматическом театре «Торикос». Особо выделяет свои работы в таких известных телесериалах как «По ту сторону волков – 2», где удалось познакомиться с известным актером Михаилом Пореченковым, и «Апостол» с Евгением Мироновым и Николаем Фоменко. Кстати, в «Апостоле» Александру удалось продемонстрировать и свои актерские способности (недаром же более пяти лет проработал в театре) снявшись в одной сцене в самим Евгением Мироновым.
— Мне предложили маленькую роль инструктора разведшколы – этакого технаря, который учит героя Евгения вскрывать сейфы – продолжает делиться своими киновоспоминаниями Александр Михайлович, — режиссер картины сказал, что мой типаж для этой роли более всего подходит. Наш эпизод в сценарии не был подробно прописан, поэтому пришлось импровизировать, выдумывать текст на ходу. Но Миронов – профессионал высокого класса. Он мгновенно ориентировался в ситуации, помогал, подыгрывал мне – «актеру-дебютанту». В результате наша с ним сцена получилась довольно живой, органичной и сняли мы ее, без учета короткой репетиции, всего за два дубля. В общем же, хочу сказать, что с особой теплотой вспоминаю ту работу, ту атмосферу на съемочной площадке. Евгений Миронов – «звезда» экрана, начисто лишенная каких-либо признаков «звездной» болезни. Он легко общался со всеми членами съемочной группы, которые перефотографировались с ним за время съемок по нескольку раз. Исполнитель другой главной роли в фильме, Николай Фоменко – был настоящей душой компании, стоило ему появится на площадке, как его тут же обступали все, кто был на тот момент свободен и он «угощал» всех очередной порцией свежих анекдотов, а знает он их, наверное, несколько тысяч.
На этой же картине мне пришлось проявить и свои навыки моделиста. Ведь, при изготовлении моделей что главное? – сообразить из чего что можно сделать, чтобы было максимально похоже. И вот тут иногда просто до анекдотических случаев доходило, когда падающий, например, немецкий самолет у нас изображала «Волга»… автомобиль «Волга» с приваренными к нему по бокам крыльями, которая врезается в строения при падении, а потом на компьютере «Волгу» вычищают, и впечатывают туда корпус немецкого самолета. Это реально нам приходилось делать.
А так, еще в школе я делал сам из каких-то деревяшек, бумаги и картона модели танков, начинял их серой из спичек, или порохом, если удавалось таковой достать, поджигал это все, взрывал и фотографировал, добиваясь максимального сходства с реальностью. Так еще в те годы пытался реализовать свои главные увлечения, которые в принципе, определили всю мою дальнейшую жизнь – военная история, миниатюры и кино.
Военно-историческая миниатюра – вот еще одно направление в творчестве Александра, которого мы не можем не коснуться. Здесь он тоже признанный мэтр, обладатель целого ряда призов на международных выставках. В том числе его уникальная диорама «Ты есть партизан…» была удостоена золотой медали на выставке в Японии, а уж японцы-то знают толк в миниатюрах. В этой области Александр Завалий тоже к своему юбилею подошел с определенным знаковым результатом, представив в августе прошлого года на суд зрителей масштабную диораму геленджикской крепости 30-х – 40-х г.г. XIX века. Сейчас эту диораму можно увидеть в городском краеведческом музее. Она поражает своей доскональностью, недаром художник работал над ней более года.
— Мне хотелось сделать макет максимально жизненным, — говорит Александр, — то есть, что бы это был не как архитектурный макет, где многое обозначено схематично, а было бы как в жизни. Поэтому там есть и протоптанные дорожки, и кое-где облезшие стены казармы, которые подкрашивают солдаты, печные трубы в копоти. На одном из дворов рубят дрова, солдаты маршируют по дороге, казаки лошадей объезжают, развод караула на плацу проходит. Есть даже реальные исторические персонажи, такие как комендант крепости полковник Чайковский и знаменитый французский художник и исследователь Дюбуа де Монпере, который, как известно, сделал самые первые рисунки геленджикской крепости.
Разумеется, не оставляет художник и свое основное направление – живопись. На его счету персональные выставки как в нашей стране, так и за рубежом: в Германии, во Франции, в Югославии, Болгарии. Его картины можно встретить в экспозициях Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко и в Калининградском музее современного искусства, а также во многих частных коллекциях. Здесь, кстати, уместно будет спросить о ставших столь знаменитых «Эпических котах», изображающих то храброго матроса, то снайпера, то лихого разведчика, берущего в плен фашистских собак, а то и самого Наполеона.
— Ну, это в хорошем смысле слова было настоящее творческое хулиганство, — говорит Александр. – Во-первых, я просто очень люблю кошек, а во-вторых, художнику всегда интересно искать что-то необычное в обычном. Не привлекает как-то ходить уже проторенными дорожками. Вот я и решил совместить кошачью тему с военно-историческим эпосом. В результате получился такой вот неожиданный эффект.
И конечно, в завершение нельзя не коснуться еще одной темы в творчестве художника, о которой, впрочем, мы уже говорили. Это тема Геленджика, города, ставшего по-настоящему родным для художника. История геленджикской крепости, геленджикской бухты, ее окрестностей присутствует в целом ряде картин художника, в том числе в уникальной художественной серии кораблей, в разные годы носившие имя «Геленджик». Эту серию можно увидеть в залах местного историко-краеведческого музея. Александр является автором и серьезных исторических исследований, статей, брошюр. И радуется, когда находит в этом деле единомышленников. Поэтому с удовольствием взялся проиллюстрировать приключенческую повесть местного автора С. Хребтова-Маркхотского «Тайна Черного корвета», действие которой происходит в геленджикской крепости в 1837 году.
— Иллюстрировать книги мне приходилось и ранее, — говорит в завершение нашей беседы Александр Завалий, — в этом плане хочется особо отметить мою работу над иллюстрациями романа братьев Стругацких «Хищные вещи века». И вот повесть Хребтова-Маркхотского меня тоже серьезно зацепила. Во-первых, это настоящее художественное произведение, пусть и приключенческое, и полуфантастическое, но написанное целиком на реальном местном историческом материале. Научных трудов по истории Геленджика написано множество, а вот художественных – единицы, а на моей памяти, так это вообще первое. Ведь там отражены все значимые события из истории Геленджика – и поход русских войск за реку Вулан, и борьба с контрабандистами, и с английскими агентами и эмиссарами имама Шамиля, которые тут действовали и пытались уничтожить крепость. Здесь выведены реальные исторические личности, которые были в Геленджике – генерал Вельяминов, Лермонтов, писатель-декабрист Бестужев-Марлинский, тот же Дюбуа де Монпере и многие другие. Вот такое творческое, художественное осмысление нашей истории показалось мне крайне интересным, и я с удовольствием взялся эту повесть проиллюстрировать. В сокращенном варианте она уже публиковалась ранее в нескольких номерах журнала «ТОН – Геленджика», а теперь готовиться и полный ее вариант, для которого я сделал более сорока иллюстраций.
В заключение же хочу поблагодарить всех, кто уже поздравил меня с юбилеем. Жаль, что в эти дни нахожусь вдалеке от дома, но душой я с вами, дорогие друзья. Скоро увидимся!

АЛЕКСАНДР ЗАВАЛИЙ: «ЛЮБИМАЯ РАБОТА – ЛУЧШИЙ ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ» Reviewed by on . Живописец, иллюстратор, инсталлятор, театральный художник, член Союза художников России, на счету которого более 500 работ – так характеризуется в Интернете изв Живописец, иллюстратор, инсталлятор, театральный художник, член Союза художников России, на счету которого более 500 работ – так характеризуется в Интернете изв Rating: 0

Комментировать

scroll to top