Четверг , 27 Июль 2017

Главная » Новости Геленджика » Чему учат в школе? Журналистское расследование геленджикской десятиклассницы

Чему учат в школе? Журналистское расследование геленджикской десятиклассницы

Издавна люди задаются вопросом: какой лучший способ обучения? Из каких источников брать информацию для передачи ее новому поколению?  Большинство, безусловно, ответит – из книг. Давайте разберемся, правы ли они?

Были времена, когда учителя во многом могли «довериться» учебнику и не сомневаться в информации, которая в них изложена. Но так ли это сейчас? Мое расследование показало, что нет. На протяжении месяца я, ученица десятого класса, занималась поиском «ляпов» в школьных учебниках. Результат этой работы показал мне, что со времен СССР качество обучающих пособий значительно ухудшилось.  И в настоящее время на страницах подобной литературы мы можем встретить не только грамматические, орфографические, но и фактические ошибки, что действительно усложняет процесс обучения.  

За знаниями — на кладбище

Поэтому многие преподаватели на своих уроках почти не обращаются к учебникам. И это является хоть и вынужденным обстоятельством, но более эффективным, нежели чем обучать школьников по учебникам с ошибками.  Ведь кем вырастет ребенок, если ему с малых лет на вопрос: «гражданин какой страны Юрий Гагарин?»  в учебнике английского языка будут давать только такие варианты ответа, как: Англия, Германия и Франция? Или если на обложке его учебника по природоведению будет перепутан восток с западом? А если в задачке по математике для начальной школы будут указывать, что описанные в ней действия происходят на кладбище? Что станет с человечеством, если дети продолжат обучаться по такой программе? Естественно, ничего хорошего. И потому сейчас, как никогда, актуальна цитата Ральфа Уолдо Эмерсона: «То, чему мы учились в школах и университетах, — не образование, а только способ получить образование», ведь в наше время — это действительно так. Большой пласт школьных пособий не обучают, а лишь путают детей. Поэтому педагогам приходится брать информацию для своих уроков из дополнительных источников (из Интернета, другой учебной литературы или из наиболее старых учебников).

Писать ты можешь не уметь, но написать всегда обязан

К тому же, школьные программы часто не совпадают. Например, в рабочей тетради по окружающему миру для первого класса ученикам предлагается написать свои догадки по — поводу того, на какой из картинок какое время года изображено, в то время как по  предмету русского языка первоклассники едва научились писать буквы. Со слов учителей понятно, что это усложняет процесс обучения даже больше, чем фактические ошибки.  Также подобные несоответствия есть и в учебниках для старшей школы. Например, в задачке по физике для восьмого класса необходимо произвести некоторое математическое действие, которое по математике ребята научатся делать только в конце года. Это препятствует прохождению дальнейших тем данного предмета, поэтому учитель снова обращается к иным источникам информации, чтобы объяснить эту.

Еще одной проблемой современных учебников является частая смена школьных программ, в результате которой, в знаниях учеников нередко появляются пробелы, на заполнение которых отводятся крайне сжатые сроки.  Или наоборот, дети проходят одну и ту же тему дважды.  Конечно, повторение – мать ученья, но всему своя мера. Ведь такого рода «усердие» отнимает драгоценное время, отведенное на прохождение других разделов, а значит и на качество их понимания учениками. Это тоже часто «подталкивает» преподавателей отклониться от современных учебников и обратится к Интернету или старому пособию.

Фундамент из «ляпов»

Именно поэтому я решила провести опрос на эту тему среди преподавателей, учеников и их родителей. И вот что из этого получилось.

Один из преподавателей начальных классов поделился, что он действительно часто встречается с подобными проблемами.  В учебниках для малышей, по его мнению, «ляпов» даже больше, чем в пособиях для старшеклассников.  А ведь важно заложить базовые знания ребенку именно в возрасте от шести до десяти лет, чтобы в дальнейшем ему было проще усваивать информацию.  «Начальная школа – это фундамент, на котором и держится весь дом» — говорит педагог. Поэтому такое информационное безобразие в учебниках просто недопустимо.  Но, к сожалению, такое все чаще встречается на страницах учебной литературы, заставляя учителей отклоняться от программы и обращаться к иным источникам информации.

Еще одна участница моего опроса, мама первоклассницы, посетовала на «ляпы» в учебнике ее дочери. «Мое поколение училось по другой программе, совершенно не похожей на эту. И, если честно, я считаю, что нам повезло намного больше чем нынешним детям. Потому, что наши учебники не содержали такое большое количество ошибок разных типов. Иногда я, помогая ребенку с домашним заданием, встречаю нелепости и даже глупости в ее книгах. Бывает, просто опечатки, но часто фактические ошибки. Это очень путает меня и мою дочь, поэтому нам приходиться долго выполнять задания, а иногда и обращаться за помощью к Интернету».

И, пожалуй, самая главная участница моего опроса – это ученица пятого класса. Девочка тоже рассказала, что не раз замечала в своих учебниках ошибки. По ее словам, нередко они очень путают, затрудняют решение задачи или усвоение темы. Бывает, что для того, чтобы понять материал нужно перечитать его много раз, вдуматься: что же обозначает эта непонятная фраза или слово на самом деле. Это отнимает много времени и иногда школьникам приходиться доделывать уроки ночью.

Средство от «заразных» учебников

Из этого небольшого расследования стало совершенно ясно, что современные школьные учебники далеко не идеальны. Они часто содержат ошибки, как орфографические, так и фактические, программы в них не согласованы между собой, одни учебники часто заменяются на другие и все это затрудняет процесс обучения детей. Учителя, родители учеников и сами «пострадавшие» поделились со мной тем, как, по их мнению, можно изменить ситуацию с учебниками низкого качества. Есть несколько способов решения этой проблемы.

Во времена Советского Союза до того, как опубликоваться, книга проходила строгую проверку на ошибки всех видов. Редакторы проводили ее по установленным ГОСТам и правилам, и, если издание не проходило ее, то никакие «связи» или «подарки проверяемому» не помогали ему пробиться «в свет». Поэтому старые учебники и не содержат таких фантастических «опусов».  Чтобы убрать эту «заразу» из современных учебников нужно устранить ее источник, то есть прекратить допускать к их созданию безграмотных людей. Для этого достаточно усложнить «выход учебников в свет», сделать строже правила, по которым они проверяются перед публикацией.  И тогда издатели станут внимательней относиться к своей продукции, ведь будут знать, что она дойдет до читателя только при условии отсутствия различного рода нелепостей и ошибок. 

Настя Березина, школа№3, Геленджик

 

 

Чему учат в школе? Журналистское расследование геленджикской десятиклассницы Reviewed by on . Издавна люди задаются вопросом: какой лучший способ обучения? Из каких источников брать информацию для передачи ее новому поколению?  Большинство, безусловно, о Издавна люди задаются вопросом: какой лучший способ обучения? Из каких источников брать информацию для передачи ее новому поколению?  Большинство, безусловно, о Rating: 0

Комментировать

scroll to top