Понедельник , 18 Ноябрь 2019

Главная » Летопись недели » Геленджик в судьбе актера Г.Ф. Милляра.

Геленджик в судьбе актера Г.Ф. Милляра.

27 августа — День кино. К тому же 2019 год является годом театра. Конечно, у Геленджика есть своя театральная и кинематографическая история. Но мы осветим лишь один эпизод, связавший наш город с народным артистом Российской Федерации Георгием Милляром.

Этот артист всю свою долгую артистическую жизнь умел тщательно гримироваться, и в народной памяти более запомнился сказочными персонажами. Самым известным у него получился образ Бабы Яги, который считается хрестоматийным. Георгий Францевич Милляр считал, что одна из задач искусства – борьба с предрассудками и в сказке есть лишь доля сказки, а все остальное в ней настоящая жизнь, которая сплетена из взаимоотношений, чувств, мыслей, мечты человека. Курорт Геленджик среди хитросплетения сказки и настоящей жизни Георгия Францевича Милляра является началом его театральной судьбы.

В документальном фильме «Человек в кадре», часто демонстрируемый по каналу «Культура» есть эпизод, где Милляр поет песенку, в которой есть слова «надо в детство почаще впадать»! Это явно творческое кредо самого артиста и наставление мудрого человека, прожившего 90 лет!

Георгий Францевич Милляр родился 7 ноября 1903 года в Москве. Но больше собственного дня рождения его любимым праздником был день взятия Бастилии 14 июля, и он шутил, что родился в день не той революции. Шутка, за которой прячется неудобная по тем временам правда. В своей автобиографии Милляр отмечает, что родился в семье железнодорожных служащих. Оказывается, отец — француз Франц де Милльё из Марселя, инженер-мостостроитель; мать Елизавета Алексеевна из Иркутска, дочь золотопромышленника Журавлева.

Народная артистка России Раиса Ивановна Рязанова, знавшая его лично, вспоминала, что он в накрахмаленной рубашке, лакированных ботинках, производил впечатление галантного человека. Видимо, это наследие воспитания обеспеченной семьи, которая могла себе позволить гувернанток, учившие Георгия иностранным языкам, живописи и музыке. Из воспоминаний Георгия Францевича узнаем, что именно в детские годы он по-настоящему влюбился в театр: «В семье у нас царила атмосфера музыки, театра. Меня водили в оперетту, где я сидел, почти не дыша, зачарованный красочностью и яркостью увиденного». Но его мама говорила, что жизнь интереснее, чем сцена, хотя своим примером Георгий Францевич вывел новую формулу – надо жить ярче!

И эта яркая жизнь началась в Геленджике, где подросток летом 1916 года оказался у дедушки и бабушки. Подробнее узнать, как звали деда и по какому адресу располагался дом, не удалось. Георгий обучался в трехэтажной и деревянной школе, которая располагалась в здании гостиницы Кордеса, неподалеку от современной школы №3. А после учебы начиналось перевоплощение: «У себя дома в Геленджике я любил устраивать спектакли. Материалом обычно являлась опера «Фауст», которую я знал наизусть. По секрету скажу, даже пел в старом заброшенном сарайчике за домом. Но это были домашние радости. А вот помню один случай, который позволил мне заслужить успех в масштабах города. Устраивали концерт с большим количеством самых разнообразных номеров. Придумав себе пародийный номер-карикатуру на старый кинематограф, я решил выступить с ним в этом шикарном концерте. Получилось необычно и неожиданно!»

После революции имущество, в том числе и квартира в Москве, было конфисковано, семья осталась без средств. Родственники, опасаясь большего, предусмотрительно подправили ему фамилию на Милляр. Гражданская война охватила юг и помешала вернуться в Москву. По словам самого Георгия «время было жуткое, город переходил то к белым, то к красным, то к зеленым».

В интервью, будучи известным артистом, он признавался, что в юношестве собою представлял сплошной комплекс неполноценности и, как противоядие, возникло желание быть кем-то другим, а не самим собой.

А дальше вспоминал, что при любой возможности старался попасть на спектакли театра «Рекорд», который располагался на месте современного городского выставочного зала по ул.Островского 16. Время было непростое, на работу в театр пробирался осторожно через заборы и сады. Милляр знал все диалоги спектаклей наизусть, поэтому в спектакле «Золушка» сумел заменить заболевшую актрису. Ни о чем не подозревавшие зрители искренне аплодировали очаровательной Золушке – Георгию Милляру. «Никогда не забуду тот трепет в душе»,- вспоминал актер. С женской роли в геленджикском театре «Рекорд» началась актерская карьера Милляра.

В 1922 году Георгий Францевич, вернувшись в Москву, начал учиться в школе юниоров при московском театре Революции на Большой Никитской. При своеобразной внешности, по признанию самого артиста, героя-любовника не вышло бы, да и катар горла – заболевание вследствие воспаления слизистой гортани сделал в результате его голос – уникальным. (старчески дребезжащий, хриплый, переламывающийся на утробное сопение)

Театральные критики еще в 20-е годы отмечали: «крупные способности Милляра в области мимики, жеста и пластики, пожалуй, имели бы большее применение в кино». С 1929 года работает в кино, а с 1938 года полностью переходит на киностудию «Союздетфильм». С режиссером-сказочником Александром Артуровичем Роу работает более 40 лет.

Журналисты спрашивали у Милляра, как он создавал сказочные образы, а он отвечал, что типажи подсказывала жизнь! Сказочный персонаж должен иметь жизненные черты, которые артист высмеивал! Хитрую и коварную Бабу-Ягу для сказки «Василиса Прекрасная» актер создал, припоминая бывшую склочную соседку по коммунальной квартире на Малой Бронной. Милляр сыграл высокомерного Кащея бессмертного, как пародию на древнегерманский эпос, участвуя в съемках фильма в Душанбе во время эвакуации. Премьера сказки состоялась в Берлине 9 мая 1945 года и многотысячная толпа бурными аплодисментами приветствовала храброго русского богатыря, который погубил иноземного врага Кащея бессмертного. По выражению Милляра, эксцентричная актерская профессия – это мужественное искусство смеяться над самим собой!

Георгий Францевич приехал в Геленджик спустя 60 лет! В 1979 году он выступал на сцене того же здания, уже ставшего кинотеатром «Романтик», где началась его театральная судьба. Георгий Францевич не раз говорил — «в актерской карьере мне чертовски повезло, начиная с театра в Геленджике», и в фондах музея бережно хранится авторская зарисовка в виде чертика.

В Геленджике проживала племянница Марии Васильевны — жены Милляра, и в 80-е годы они приезжали отдыхать в Геленджик. Вот Александра Николаевна Захарова и передала в фонд музея стихотворение Милляра, из которого мы можем узнать о мечте артиста — «наверно было бы здорово, под финал, под конец пути, напоследок сыграть Суворова и тогда уж спокойно уйти». Для любителей киносказки, дарование Георгия Францевича, безусловно, велико, и не становится меньше без исполнения роли полководца. В день российского кино с благодарностью вспомним Артиста с большой буквы, который считал, что «юмор — не зубоскальство, а мудрость» и «удивительное не рядом, оно внутри нас».

Балуева Т.Г., сотрудник геленджикского историко-краеведческого музея

Геленджик в судьбе актера Г.Ф. Милляра. Reviewed by on . 27 августа - День кино. К тому же 2019 год является годом театра. Конечно, у Геленджика есть своя театральная и кинематографическая история. Но мы осветим лишь 27 августа - День кино. К тому же 2019 год является годом театра. Конечно, у Геленджика есть своя театральная и кинематографическая история. Но мы осветим лишь Rating: 0

Комментировать

scroll to top