Четверг , 28 января 2021

Главная » Летопись недели » Иногда и камни всплывают…

Иногда и камни всплывают…

Народ, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее…

А..С. Пушкин

 Полтора года назад в СМИ прокатилась волна громких заявлений: «В Геленджике найден артефакт!», «Научная мировая сенсация!».  Речь шла о четырехтонном барельефе, который был обнаружен весной прошлого года Владимиром Косолаповым, известным в Геленджике краеведом- любителем.

 Исследователь, прогуливаясь по городской набережной,  заметил, что на  каменной глыбе торчащей из воды, будто высечен какой-то рисунок. Подобравшись поближе, он разглядел изображение похожее то ли на русалку, то ли на богиню. Высечено оно на трёх гранях камня: на центральной части – сам силуэт мифического существа, а на частях по бокам – руки девы, причем на одной восседает филин, а другой она гладит оленя по голове. Родилось предположение, что камню около 2,5 тысяч лет… Но мнения разделились и этот ребус по сей день остаётся нерешённым.

 

Подставка для фотосессий

Старший научный сотрудник отдела археологии Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Фелицына Александр Кондрашов заключил, что это новодел. Причем он не отрицал, что проводил, скорее, осмотр камня, нежели чем полноценную экспертизу.

  Сюжет изображения уникален. В нем смешаны атрибуты времен скифских и греческих богов. Похоже на несуразицу с точки зрения краснодарских археологов, но это только в том случае если опираться на досконально исследованные исторические факты, а история, как известно, дама с очень переменчивым характером и полна сюрпризов.

 «Глыба совершенно не «обкатана» морем, а уж за две тысячи лет с нее бы весь рисунок сошел!» Утверждение скептиков вполне логично, так как данный камень действительно не лежал больше двух миллениумов под толщей воды, чему есть свидетель, которого отыскал Владимир Косолапов.

«Этот камень привезли в 1974 году на территорию базы отдыха «Голубая волна», я тогда работал там радистом. — рассказывает Георгий Лимарь, — Лично видел как его выгружали краном на пляж. Установлен он был вертикально. А привезли его по инициативе супружеской четы фотографов — Николая и Розы Быковых. Они всегда придумывали что-то новое и необычное для привлечения клиентов. Только вот откуда камень был привезен мне не известно. Спросить об этом у них уже не представляется возможным. На фоне барельефа охотно фотографировались отдыхающие. Позже, во время одного из штормов камень «уложило» и откинуло в море.» И он стал своеобразной подставкой, удобно выступающей из воды, опять же для проведения «фотосессий» того времени.

 

Хоровод из версий

По предположению ученых лаборатории полевых исследований, действительных членов Русского географического общества  Александра Кондрашева и Андрея Чушкина, «изображение на валуне выполнено в современный период, может быть, в советское время или даже позже». Но свидетельства Георгия Лимаря показывают, что это изваяние не могло быть создано после 1974 года,  учитывая время его появления на морском берегу. Что же касается периода шестидесятых — начала семидесятых, то как поделился с Владимиром Косолаповым заведующим отделом культуры горисполкома Геленджика тех лет Николай Карачевцев, местных практикующих скульпторов в городе тогда не было, скульптурные сооружения заказывались мастерам из других городов. Но мне кажется, что заказа с подобным мифическим сюжетом не существовало в природе. Ведь если уж говорить о некоем советском мистическом мастере-умельце, создающего  4-х тонные скульптуры, то о нем было бы известно, учитывая небольшие размеры Большого Геленджика.

Любопытна еще одна версия появления на свет этого таинственного барельефа. Она связана со знаменитым российским и советским скульптором мирового уровня — Степаном Эрьзя, мастерская которого действовала в Геленджике в начале прошлого века…Как  бы то ни было, версий может быть масса, но в любом случае этот «камешек» является частью истории нашего города .

***

Тем временем барельеф снова «всплыл», им уже заинтересовались археологи из Москвы. В их числе профессор Аскольд Иванчик, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, участник ряда археологических экспедиций в южной России, Украине, Болгарии, Греции, руководитель международного проекта «Корпус греческих и латинских надписей Северного Причерноморья». Он уверен  в том, что эта находка, как минимум, должна быть помещена в музей.

В настоящее время, благодаря радениям неравнодушных геленджичан, неразгаданный барельеф перевезли на территорию Сафари-парка, теперь по нему не ездят грузовики, выравнивающие ландшафт городского пляжа. И четырехтонная каменная поделка, скульптура или артефакт, открыт для человеческих глаз и не даёт покоя пытливым умам.

Ирина Горбикова

 

Иногда и камни всплывают… Reviewed by on . Народ, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее… А..С. Пушкин  Полтора года назад в СМИ прокатилась волна громких заявлений: "В Геленджике найден а Народ, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее… А..С. Пушкин  Полтора года назад в СМИ прокатилась волна громких заявлений: "В Геленджике найден а Rating: 0

Комментировать

scroll to top