Вторник , 21 Ноябрь 2017

Главная » Летопись недели » Из истории интеллигентской общины «Криница»

Из истории интеллигентской общины «Криница»

1492879_1453151109_569d53351472c_mini_768x563

Первая хата Криницы

Владимир Даль в своем словаре так определяет слово «Интеллигенция» — разумная, образованная, умственно развитая часть общества.

В 1886 году в Геленджикском районе была образована «Интеллигентская община «Криница». Организация общины явилась социальным экспериментом общежития людей, духовно связанных одной идеей, которая базировалась на следующих принципах:

            а) экономическом – общинники должны сами производить все необходимое для себя, не нуждаясь в привлечении чужого труда;

            б) идейном – самосовершенствование, способность жить для других и жить с другими, познание самого себя, обуздание своего «Я».

            Основателем «Криницы» стал Виктор Васильевич Еропкин – блестяще образованный аристократ (юридический и математический  факультеты Московского университета). Увлекшись в юности идеями народничества, он отказался от среды, воспитавшей его, и от средств существования, выделяемых семьей. Жил самостоятельно, зарабатывал на жизнь уроками. После окончания университета открыл в Москве мастерскую учебных пособий на артельных началах. В это же время познакомился с группой интеллигентов, которые мечтали организовать деревни-общины из таких, как и сами, людей. . После долгих поисков В.В.Еропкин купил земельный участок в районе Михайловского перевала, который был назван «Криница».

18_768x1182

            Судьба Еропкина по-своему трагична: чтобы создать материальную основу для развития «Криницы», он вынужден был жить и работать в стороне от своего детища. Только в конце жизни тяжело больной и разбитый параличом, он был привезен в «Криницу», где и умер.

            Помощником Еропкина был Зот Семенович Сычугов. Он родился в семье деревенского священника, окончил бурсу, затем духовную семинарию. Продолжил образование в Вятском сельскохозяйственном училище, готовившем народных учителей в земские школы. Училище не закончил, т.к. был арестован, а затем и выслан за свободомыслие. После ссылки работал в имении «Батищево» у помещика Энгельгарта наемным работником.  Встреча с Еропкиным определила дальнейшую судьбу Сычугова, воплотив в жизнь мечту о создании общины.

9_768x1165

Идея земледельческой общины, как наиболее нормальной среды для гармоничного развития человека, увлекла Наталью Николаевну Коган. Родившаяся в 1846г. в семье князя Друцкого-Соколинского, она воспитывалась под влиянием своего отца, который был человеком либеральных взглядов. Училась в Смольном институте, по окончании которого занималась педагогической деятельностью. После замужества забота о воспитании своих детей побудила Наталью Николаевну заняться поиском лучших условий для их физического и духовного развития. По ее мнению, гармоничное развитие детей возможно только в трудовой обстановке, среди природы. Поэтому основную цель своей жизни она видела в воспитании детей криничан. Преподавала иностранные языки, географию, ботанику, музыку, пение. Строгая, настойчивая в своих требованиях, но справедливая», — вспоминала о Н.Н.Коган Чивирева-Сычугова.

8_768x1226

            Этих разных по характеру, воспитанию, происхождению людей, объединяла одна цель: поиск идеальных форм человеческой жизни. Но практически реализовать свою идею оказалось гораздо сложнее. Нужно было строить жилой дом, помещение для скота, очистить землю от камней и растительности, приобрести хозяйственный инвентарь для работы.  Для ведения хозяйства нужны были наемные рабочие, а это противоречило идейным принципам криничан. Но в то же время сами они не могли осилить такой большой объем хозяйственных работ. Такое положение дел вызывало у общинников недовольство. Собираясь после трудового дня в своей турлучной мазанке, они горячо обсуждали свои текущие дела. Длинные вечера проходили в бесконечных спорах, люди искали выхода в каком-нибудь ясном решении. Одни предлагали отказаться от высоких идей и, обратив внимание на устройство хозяйства, прочно обосноваться экономически: «Не об идеальном значении ограничения физических потребностей нам нужно думать, когда медведи путешествуют по нашей усадьбе»². Другие отстаивали свои принципы и доказывали необходимость нравственного совершенствования: «Допущение компромиссов поведет к тому, что начатое дело потеряет свою цель и значение. Счастье человека не во внешних вещах, а  только в нем самом, в его отрешении от всего временного и случайного».

            Первые годы освоения были тяжелы, разногласия между общинниками мешали свободе действий. Вся духовная энергия уходила на принципиальные споры и распутывание личных конфликтов. Власти не признавали «Криницу», т.к. усадьба официально принадлежала Еропкину, поэтому часть криничан хотела иметь свою собственность. Это порождало неуверенность в дальнейших перспективах развития общины. Тяжести жизни криничан усугубляла лихорадка, от которой умирали дети.

            Споры и несогласия, нехватка рабочих рук не способствовали планомерному ведению хозяйства. Возникла реальная угроза развала общины. Чтобы этого не случилось, основатели «Криницы» решили впредь четко распределять работы между общинниками, ввели распорядок дня и строго требовали его исполнения. Распорядок дня был следующим: летом вставали по звонку  в 4 часа утра, вечером расходились в 9-10 часов. Зимой работы было меньше. Труд признавался реальной господствующей нравственной основой  и первой обязанностью жизни человека. Хозяйство велось по-крестьянски, без особых забот об облегчении труда. Главной отраслью хозяйства было полеводство и огородничество. Сеяли кукурузу, пшеницу. Собранного урожая не всегда хватало для собственного потребления. Была попытка культивировать лекарственные травы для продажи, но ожидаемого дохода эта отрасль не дала Е.Е.Еропкину пришлось устроиться директором писчебумажной фабрики, чтобы помочь общине укрепиться экономически.

            В 1890-1893 гг. криничане освоили новую отрасль хозяйства – виноградарство, затем с помощью наемных рабочих расширили свои земельные участки и уже через несколько лет стали получать ощутимый доход. По воспоминаниям Н.З.Сычуговой-Чивиревой община представляла собой следующее: «Был построен целый ряд строений хозяйственного значения и жилые дома. Они были разбросаны по обеим сторонам ущелья. Возле домов были цветники, лужайки, фруктовые и декоративные деревья. Тропинки, дорожки, местами, выложенные камнями, поднимались или спускались по склону ущелья.   Две плантации казанлыкских роз были расположены наверху, на плато. Сорок гектаров внизу, в долине реки, раскорчеванной чистой земли под огородами, полями и садом. Ровные квадраты полей заняты табаком, овощами, зерновыми культурами. Всего этого общинники достигли упорным трудом. Рано утром колокол настойчиво дает знать, что пришло время вставать и приниматься за работу (с вечера работа была распределена).

            Вместе с ростом «Криницы», росла и ее популярность, о ней знали далеко за пределами Геленджик.  Общину посещало много людей: одни приезжали, чтобы приобрести опыт и попробовать свои силы на новом поприще, другие, чтобы «поглазеть на чудных интеллигентов». Многие проводили в общине все лето, работая наравне с криничанами. Таких называли «практикантами». К общинникам тянулось население окружающих сел и хуторов. Жители Архипо-Осиповки, Береговой, Текоса обращались к ним за медицинской и агрохимической помощью.

            Однако примитивные методы ведения хозяйства, конкуренция в сбыте сельскохозяйственной продукции и рост потребностей самих криничан привели обремененную долгами и обессиленную внутренними противоречиями общину к разделению: из нее выделилась артель «Криница», председателем которой был избран Михаил Осипович Коган (сын Н.Н.Коган). Пайщики разработали устав артели, определили ее трудовой регламент, основательно занялись механизацией хозяйства. В 1913 году в Новороссийске на съезде сельских хозяев Михаил Коган рассказал, в частности, о проводимом в «Кринице» искусственном орошении (до 100 тыс. ведер в день).

            Излишки земли артель продавала под застройку. Несмотря на то, что жизнь заставляла криничан уделять огромное внимание экономическим проблемам, основным общинники считали свои идейные принципы.

            Основополагающим звеном в идейных принципах криничан являлось воспитание детей, которое объявлялось одним из основных средств обеспечения «будущности и благоденствия «Криницы»². Ставилась цель воспитать молодого человека:

            а) физически крепкого;

            б) закаленного в труде;

            в) находчивого и способного к практической жизни;

            г)интеллектуального и критически относящегося к жизненным проблемам и явлениям;

            д)нравственного, чуткого, способного не только жить с другими единой общей жизнь, но и жертвовать собой ради других и ради справедливости.

            Не разрешалось предоставлять детям жизненные условия лучше тех, в которых находились все окружающие. Детей готовили к жизни, не ограждая их от невзгод.

            С первых лет основания в общину брали сирот и полусирот с Поволжья, из соседних деревень. Присылали своих ребят в «Криницу»,  считая, что обучение и воспитание детей поставлено здесь правильно, и некоторые друзья криничан. Для детей-воспитанников был организован интернат. Обучение велось систематически, по выработанной криничанами программе.

            Почти все школьники размещались вместе с учительницей в здании школы. Учить детей грамоте начинали с шести лет. До 15-16 лет проходили общеобразовательные предметы, кроме этого дети учились делать доклады на разные темы. Вели личные и общественные дневники, куда записывали все о жизни детского коллектива. Был введен обязательный режим дня. Старшим поручалась забота о младших. Для выработки большей самостоятельности и хозяйственных навыков детей выделили в особую детскую группу. У них была своя мастерская, свой комплект инструментов. В общине были детский сад, детская поляна, где подростки косили сено. Детей возили на экскурсии: на Нижегородскую ярмарку, в Батуми. В праздники устраивались концерты, спектакли. Музыкальное образование получали все дети.

            Руководствуясь принципом воспитания гармонично развитого человека, общинники полностью отрицали свое участие в политической жизни и борьбе, не допуская каких-либо политических веяний в своей среде. Но уберечь общину от политических потрясений не удалось. Эхо событий 1905 года быстро долетело до «Криницы»: появились листовки, в окрестных селах начались противоправительственные выступления крестьян, которые поддержали некоторые криничане. Был образован «Крестьянский Союз», его членами стали М.О.Коган, М.П.Кожушко, Яковлев-Орлов (библиотекарь общины. Так же в « Крестьянский Союз» входили и толстовцы: А. В. Юшко, А. К, Ракович. Надо отметить, что к криничанам приходило много толстовцев, они считали «Криницу» общиной толстовского типа. Однако общинники отвергали свою причастность к религиозно-этическим взглядам Л.Н.Толстого.

            Тернист и многострадален был путь исканий земледельческой общины «Криница». В.Г.Короленко, не раз бывавший там, изучавший их быт и идеи, называл ее «символ веры». Он писал «Криничане тщились основать маленький рай, за пределами огромной жизненной битвы»¹.

            Более чем тридцатилетнее существование «Криницы» представляет интерес, поскольку отражает общественные течения той эпохи (конец XIX века).  При всех противоречивых обстоятельствах своего существования в общине, они приблизились к той «идеальной форме жизни» , в которую беззаветно верили.

            Русский философ Франк писал: «Русская интеллигенция, при всех недочетах и противоречиях, ее традиционного умонастроения, обладала доселе одним драгоценным свойством: она всегда искала веры и стремилась подчинить вере свою жизнь». В этом, видимо, и заключается феномен истинно русской интеллигенции, которая во все времена могла сберечь свет своей души и дать страждущим приют.

 

Т.Ниеберидзе, старший научный сотрудник Геленджикского историко- краеведческого музея, член Русского географического общества

 

Из истории интеллигентской общины «Криница» Reviewed by on . Первая хата Криницы Владимир Даль в своем словаре так определяет слово «Интеллигенция» - разумная, образованная, умственно развитая часть общества. В 1886 году Первая хата Криницы Владимир Даль в своем словаре так определяет слово «Интеллигенция» - разумная, образованная, умственно развитая часть общества. В 1886 году Rating: 0

Комментировать

scroll to top