Суббота , 23 января 2021

Главная » Летопись недели » ОБРАЗЕЦ ХОРОВОГО ИСКУССТВА

ОБРАЗЕЦ ХОРОВОГО ИСКУССТВА

 

В Геленджике впервые прошли гастроли

хора Сретенского монастыря.

 

     «Высочайший класс!», «Образец хорового пения!», «Великолепно!» — такие эпитеты высказывали геленджичане и гости курорта, побывавшие на концерте хора Сретенского монастыря. Прославленный хор, сопровождающий своим песнопением богослужения, проводимые лично патриархом Московским и Всея Руси, впервые побывал с гастролями в Геленджике. И его выступление произвело такое впечатление на публику, что зрители и после концерта прямо в фойе Дворца культуры устроили еще одну овацию выходившим из зала хористам.

Перед концертом нам удалось поговорить с регентом хора Никоном Жилой. О хоре многие наслышаны, все знают песню Игоря Матвиенко «Конь», вторую жизнь которой дал именно хор Сретенского монастыря, однако что на самом деле представляют из себя и сам монастырь, и прославленный хоровой коллектив его имени – для большинства остается вопросом открытым. А потому вначале немного истории…

Сретенский монастырь, один из старейших в России. Он был основан в 1397 году сыном Дмитрия Донского великим князем Василием Дмитриевичем в том месте, где в ожидании нашествия орд Тамерлана московский люд встретил величайшую святыню русской земли – владимирскую икону Божией Матери. Получив известие о намерении Тамерлана (хана Тимура, по прозвищу Железный хромец) напасть на Московское княжество, князь Василий по примеру своего отца выступил с войском навстречу армии нового хозяина Золотой орды, поручив горожанам укреплять свой дух и молиться о победе русского воинства, для чего из Владимира в Москву и была направлена чудодейственная икона. Войска князя Василия и хана Тимура сошлись на реке Оке, но битвы не последовало. Простояв две недели против русской рати, но, так и не решившись начать битву орды Железного хромца, покорившие до этого всю Среднюю Азию, Индию и Кавказ, повернули назад. В летописях записано, что во сне хану Тимуру явилась Божия Матерь и напророчила ему поражение, подобно Мамаевскому на Куликовом поле, если он пойдет дальше. Историки говорят, что спешно отступить Тамерлана заставили полученные им известия о восстаниях внутри монгольской империи и заговоре ближайшего окружения в столице Золотой орды – Сарае. В любом случае Москва была спасена. А в месте, где народ встретил с молитвами владимирскую икону (по-старославянски «встреча» значит «сретение») князь Василий и приказал воздвигнуть Сретенский монастырь.

В годы советской власти монастырь был закрыт, и вновь возродился только в 1994 г. Тогда же при монастыре возник и хор, который с 2005 года возглавил нынешний регент Никон Жила — сын священника, с детства певший в Троице-Сергиевой Лавре, выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных, заслуженный артист России. Именно при нем хор получил поистине всемирное признание. А все потому, что Сретенский хор не замыкается лишь на исполнении духовной музыки. С благословления архимандрита Тихона, настоятеля монастыря, этот самобытный коллектив ставит перед собой более широкие задачи.

— Для нас, безусловно, самое главное – это просвещение, если можно так выразиться,— говорит Н.С. Жила. — Это некий посыл, что бы в очередной раз великой и очень сильной русской песенной музыкой собрать наше общество, подвигнуть его задуматься о тех исторических моментах, которых бывали в жизни России. И, конечно, в первую очередь это консолидация, объединение русских людей.

     В Геленджике мы впервые, хотя перед курортной публикой уже выступали и в Сочи, и в Адлере, поэтому нам бы хотелось, и мы к этому стремимся, что бы отдыхающие люди на наших концертах настроились на хорошую музыку и хорошие песни.

Хор много гастролирует и по стране и по миру. Его выступления проходили в Париже, Риме, Стамбуле, Белграде, Сиднее, Лондоне, Берлине и в Ватикане. В 2007 г. по случаю объединения Русской Православной Церкви хор с большим успехом проехал по городам США и Канады. В 2008 г. участвовал в «Днях России в Латинской Америке». Из последних значимых выступлений Н.С. Жила выделяет участие в открытии зимних олимпийских игр в Сочи, где хор Сретенского монастыря исполнил Гимн России. Помимо этого хор записывает альбомы, постоянно участвует в различных фестивалях и съемках телепередач (запомнилась в частности программа «ДОстояние РЕспублики», посвященная творчеству И. Матвеенко). Несмотря на столь плотный творческий график, обязательно два раза в неделю хор в полном составе выступает в храме, а также сопровождает песенным оформлением службы патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

    — В любом монастыре есть хор, и этот хор, так или иначе, сопричастен жизни монастыря, — продолжает Никон Жила. — А монастыри в России, как правило, например Московские – древние монастыри, у которых богатая и очень интересная история. Поэтому Сретенский хор также причастен к жизни Сретенского монастыря, у которого очень богатый и духовный и исторически сильный жизненный путь.

    Отмечу, что наши хористы не имеют сана священнослужителей. В хоре тридцать человек. Среди них есть студенты Сретенской семинарии, а вокалисты – выпускники московских музыкальных ВУЗов, которые пришли в хор из Московской академии хорового искусства, Московской консерватории и Гнесинки – академии им. Гнесиных, которую и я сам когда-то заканчивал. Некоторые параллельно выступают и в составе других музыкальных коллективов. Например, наш солист Михаил Туркин является еще и солистом такого известного хора как «Брависсимо». Михаил Миллер – солист Московского хорового театра Б.С. Певзнера. Помимо этого они выступают и с сольными программами в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале Чайковского, Светлановском зале Международного дома музыки. Такая их активная параллельная творческая деятельность нисколько не мешает работе нашего хора, который они считают основным для себя, а, напротив, в чем-то обогащает и наш репертуар, и привносит дополнительные краски в манеру исполнения.

     В частности для нашей гастрольной программы мы специально подобрали больше известных, популярных у народа песен, где солируют М. Туркин и М. Миллер. Ведь мы кроме духовной музыки исполняем еще и шедевры русского хорового пения, казачьи, русские народные песни, песни двадцатого века. Поэтому, что бы привлечь зрителя, мы сделали гастрольную программу весьма разнообразной.

Действительно, на концерте публика на «Ура!» принимала каждый номер программы, будь то псалмы, русские народные песни, песни военных лет. Вместе с залом хор исполнил неувядающий «Вечер на рейде». «Прощай любимый город, уходим завтра в море…» — затягивали зрители повинуясь рукам Никона Жило, который дирижировал, повернувшись лицом к залу. И взрывались аплодисментами, когда хор затягивал «Ой ты степь широкую», «Вечерний звон», «Выйду ночью в поле с конем…». Кстати, о коне.

     — Это замечательная песня, — говорит Никон Степанович, —  которая объехала с нами весь мир, и везде ее встречают очень положительно. Все русские, особенно те, кто живет заграницей, очень любят эту песню и обязательно поют ее вместе с нами.

— А есть ли в Вашем репертуаре еще песни современных авторов?

— Нет, в основном у нас советские песни, сильные духом, проверенные временем, те, что лежат на душе у народа. Есть оригинальные номера. Например, мы исполняем «Реквием», стихи написал наш архимандрит Тихон, а мы их потом положили на гениальную музыку Георгия Свиридова из «Музыкальных картинок к повести Пушкина «Метель», получился изумительный по красоте номер. Немногие знают, но великий советский композитор Г.В. Свиридов помимо симфонической, хоровой, целенаправленно много писал и духовной музыки, только в те времена об этом не говорили…

— Большое Вам спасибо и за интервью и за потрясающий концерт. В завершение, что бы Вы пожелали геленджичанам и гостям нашего курорта?

    — Петь замечательные русские народные песни, которые делают нас и нашу жизнь лучше!

Михаил Черногоров

 

ОБРАЗЕЦ ХОРОВОГО ИСКУССТВА Reviewed by on .   В Геленджике впервые прошли гастроли хора Сретенского монастыря.        «Высочайший класс!», «Образец хорового пения!», «Великолепно!» - такие эпитеты вы   В Геленджике впервые прошли гастроли хора Сретенского монастыря.        «Высочайший класс!», «Образец хорового пения!», «Великолепно!» - такие эпитеты вы Rating: 0

Комментировать

scroll to top