Вторник , 20 Ноябрь 2018

Главная » -- » Пастернак в Геленджике. Уникальные страницы истории.

Пастернак в Геленджике. Уникальные страницы истории.

Борис Пастернак — один из самых ярких представителей русской литературы XX века.

Уже при жизни он был причислен к сонму великих. В своих
произведениях поэт поведал нам о «торжествующей чистоте
существования», о тайном и высоком смысле жизни. О человеке и его
духовной творческой судьбе. Он нашел слова нужные всем людям,
близкие всем людям, сказанные всем и за всех:

«Я чувствую за них, за всех,
Я ими всеми побежден,
И только в том моя победа»…

Его тонкие, глубокие и философские произведения были переведены
на сотни языков. Литературное наследие Пастернака изучается в
крупнейших университетах всего мира. Это был один из последних
поэтов «серебряного века» русской литературы. Величайший поэт
современности. Слава и гордость России. Но все это было потом…

Летом 1928 года Борис Пастернак с женой Евгенией Владимировной и
сыном Женей отдыхали в Геленджике. «…Проводить лето решили в
Геленджике, на берегу, Черного моря, 5 июня мамочка со мной и няней,
молоденькой деревенской девушкой Маней, собрались и уехали. Папа
оставался на попечении соседки Прасковьи Петровны Устиновой» — из
воспоминаний сына Евгения Борисовича Пастернака, которому в то
время было 5 лет. Борис Леонидович задержался в Москве в ожидании
денег, которые должен был получить за переиздание ранних стихов. В
своих письмах в Геленджик он беспокоился о семье: «Извести меня, все
же нравится тебе в Геленджике и рада ли, что в нем поселилась?» и
подробно рассказывал о своей работе по подготовке к изданию стихов. В
письме к кузине О.М.Фрейденбер от 19 июля 1928 года он писал:
«Уезжаю совершенно истомленный. Геленджик, ул. доктора Гаазе, 22».
Завершив работу и получив деньги, поэт 22 июля приехал в Геленджик.
Дом, где с июля по сентябрь жили Пастернаки, находился на углу
современных улиц Садовой и Мира. Эта усадьба принадлежала греку Ивану
Кирилловичу Кара-Кузьме, который приехал в Геленджик из Трапезунда в
1915 году. По воспоминаниям геленджичанки, бывшего работника культуры
нашего города Галины Николаевны Клименко, подворье большое, границы
доходили до бывшего кафе «Катальпа». Строение было
полутораэтажным, на высоком фундаменте с подвалом и террасой.
Рядом находился флигель, в котором жили хозяева. По северной стороне
двора вдоль забора располагались домики с плоскими крышами и
открытыми террасами. Это были меблированные номера, которые
Кара-Кузьма, вместе с основным домом, сдавал приезжим.
Видимо, семья Пастернака занимала несколько комнат, так как с ними
были еще 2 женщины (одна няня, а вторую Прасковью Петровну Устинову,
Борис Пастернак привез с собой для помощи жене). Евгений Борисович, сын
Пастернака, описал в своих воспоминаниях Петровну, мастерицу своего дела.                                                 «Она в Геленджике превосходила саму себя: жарила
барабульку, тушила баклажаны, запекала яблоки в тесте». Дом Кара-Кузьмы
был известен в городе своими домашними обедами, готовили их
геленджичанки Пелагея Ивановна Дегтярева с дочерью Варварой
Кирилловной Щиплецовой. На эти обеды ходили и местные жители (одни
ели там же, за столом со всеми, а другие в специальных судках уносили
домой). Вероятно, здесь же, до приезда мужа Евгения Владимировна с сыном
Женей и няней, обедали вместе с другими отдыхающими. Когда приехал
Борис Пастернак, у семьи не было необходимости посещать «домашние
обеды», так как П.П.Устинова взяла на себя все бытовые хлопоты.
Поэт любил активный отдых. Борис Леонидович и Евгения Владимировна
поехали путешествовать: «Папочка мечтал о поездке в горы, они частью на
автомобиле, частью по железной дороге и на пароходе отправились по
приморскому шоссе до Туапсе, а потом морем в Мацесту. Меня оставили на
Прасковью Петровну. Вернулись счастливые, хотя, кажется, их путешествие
было со всякими приключениями, — в пути их обокрали» — вспоминал
Евгений Борисович. На фаэтоне, запряженной парой лошадей, семья
Пастернак посетила Джанхот, ездили на Тонкий мыс, любовались Голубой
бухтой. В Геленджике поэт встретил А.Серафимовича, который тоже
отдыхал и жил в Солнцедаре (на даче Гребенюка). Об этой встрече
Серафимович писал (7 сентября 1928 г.) своему приятелю П.Г.Низовому: «В
Геленджике Пастернак».
Погода, как всегда в это время (конец июля начало августа), стояла жаркая.
Ходили по несколько раз в день купаться. Место, куда они ходили,
находилось в районе современного городского пляжа (напротив бывшего
магазина «Янтарь»).
Еще в начале XX века в этой части города располагались геленджикские
купальни: Николайшвили, Щербины. В 20-30-е годы, там же был пляж:
взрослый и детский. Евгений Борисович вспоминал: «Но главное море,
Черное море, папиного детства. Папа великолепно и помногу плавал, —
мгновенно раздеваясь и ныряя, он сразу исчезал из глаз. Мама же толком не
умела, — проплывала лишь несколько метров. Они ходили на пляж для
взрослых, а меня пасли на детском».
В 30-е годы Геленджик был маленьким провинциальным городком. По
воспоминаниям отдыхающих того времени: «…Проходя по улице можно
было зацепиться за колючие кусты держи-дерева, да топтать пропыленные
заросли мелкой полыни. Главная улица города вся была застроена
маленькими балаганчиками, где греки, многочисленное население
Геленджика, торговали пляжной обувью, изделиями из морских раковинок и
другими мелочами. В таких же фанерных балаганчиках помещалось
множество примитивных фотографических мастерских именовавшихся
«фотоателье». Все эти ателье были одинаковыми, везде красовалась
излюбленная декорация со скачущим на коне всадником с обнаженным
мечом и дыркой вместо лица. В эту дырку клиенту предлагалось всунуть
лицо, фотограф щелкал и курортник, уезжал из Геленджика с
необыкновенными изображениями, которыми он затем потешал своих
друзей». Таким Геленджик увидел и Пастернак.


Евгения Владимировна, жена Пастернака писала ему из Геленджика:
25 июня 1928г. «На каждой терассе трещит примус»….
30 июня 1928г. «Сюда все едут с детьми, прислугой, бабушками, тетями,
ванночками, посудой, кастрюльками, примусами и утюгами из Москвы».
3 июля 1928г. «Погода хорошая. С продуктами все же трудно: за хлебом
всегда очередь, белый дают не каждый день: по 2 булочки,мясо и другие
продукты можно доставать на базаре в 6-7 часов утра. Здесь уже поспели
персики и абрикосы».
Главная достопримечательность города – бухта, которая всегда производит
на приезжих неизгладимое впечатление. Вполне возможно, что в своем цикле
стихотворений «Волны», вошедших в книгу «Второе рождение», которое
поэт написал в 1931 году, нашли свое отражение впечатления не только от
Грузии.
Весь берег, как скотом исшмыган
Их тьма, их выгнал небосвод
Он их гуртом пустил на выгон
И лег за горкой на живот.»
К сожалению, приезд поэта в Геленджик остался не замечен местными
жителями, так как он был известен, в тот период, только в столичных
литературных кругах.
Многие считали его поэзию сложной для восприятия, так как поэт обладал
своей, ни на кого не похожей поэтической манерой письма. Это был поэт-импрессионист.
В его стихах запечатлены мгновенья чувств, эмоций,
ассоциаций. Он возвышал переносное значение слова «над прямым», делая
это ярко и своеобразно:
«Рассвет расколыхнет свечу.
Зажжет и пустит в цель стрижа.
Напоминанием влечу
Да будет так же жизнь свежа!»

Борис Пастернак родился в творческой интеллигентной семье: отец Леонид
Пастернак, был знаменитым в России художником, мать Розалия Пастернак –
известная пианистка. Родители часто общались с Л.Толстым, А.Скрябиным,
С.Рахманиновым, В.Серовым, И.Левитаном, Р-М.Рильке (немецкий поэт).
Круг общения, с одной стороны был семейной повседневностью, а с другой –
мерой оценки собственной будущности.

Жизнь Бориса Пастернака не изобиловала внешними событиями, но с
детских лет отличалась огромной внутренней духовной работой.
В 13 лет он занимается музыкой (композицией). Его опыты получают                                                        одобрение композитора А.Скрябина. Но, будучи очень требовательным к
себе уже в столь юном возрасте, он считал, что недостаточно талантлив и
поэтому прекратил занятия: «Музыку, любимый мир шестилетних трудов,
надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым
драгоценным».
Следующий этап его жизни был ознаменован увлечением философией.
После поступления в Московский университет на историкофилологический
факультет (1909 г.), Пастернак проводит семестр в
Марбургском университете (Германия 1912 г.), где слушает лекции
известного тогда философа Г.Когена и получает предложение остаться при
кафедре. Однако, он не принимает это предложение, так как не был готов
посвятить себя философским наукам. Покинув Германию и посетив Италию,
возвращается в Москву (1913 г.).
Стихи Борис Пастернак начал писать еще в 1909 году, но не придавал им
серьезного значения. В последующие годы потребность в поэтическом
творчестве не оставляла его. Впоследствии, серьезные занятия музыкой и
философией не прошли для него даром. Его поэтический стиль
вырабатывался под влиянием живописи, музыки, традиций русской и
мировой поэзии.
Стихи Пастернака впервые были напечатаны в альманахе, выпущенном
поэтической группой «Лирика» (1913 г.), членом которой он был некоторое
время. На следующий год выходит сборник «Близнец в тучах», (его одобрил
В.Брюсов). Другие стихи, написанные в эти годы, были частично включены в
цикл «Начальная пора» и изданы в «Руконоге» и во «II-ом сборнике группы
«Центрифуга», членом, которой стал Пастернак (помимо него, туда входил
Владимир Маяковский).
В период между февральской и октябрьской революциями, поэт
напряженно работал, им были созданы стихотворные и прозаические
произведения, которые вошли в сборники, изданные в последующие годы.
Выход сборника «Сестра – моя жизнь», приносит ему известность. Его
популярность в стране возрастает после выхода поэм «Высокая болезнь»,
«Спекторский», «Охранная грамота», «Люди и положения», циклов стихов
«Второе рождение», «Поверх барьеров». В это же время он увлекся
переводом стихов грузинских поэтов. Переводы произведений западноевропейской
литературы занимали важную часть творчества поэта. Перевод
«Гамлета» и других трагедий Шекспира считаются гениальными, а перевод
«Фауста» Гете до сих пор непревзойден.
Всемирно известный роман «Доктор Живаго» Пастернак расценивал как
итоговый. Он принес автору славу и немыслимые мучения, окончательно
утвердил его творческое бессмертие и стал одной из причин
преждевременного ухода из жизни. Над этим произведением Борис
Леонидович работал 10 лет (1945-1955 гг.). В Советском Союзе издать роман
отказались (в редакции журнала «Новый мир»). В 1957 году «Доктор
Живаго» был опубликован в Италии, вскоре последовали английское,
французское, немецкое, норвежское издания.
В 1958 году «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и
на традиционном поприще великой русской прозы» Борис Пастернак был
удостоен Нобелевской премии, и подвергнут травле на Родине… «Это
духовная автобиография Пастернака», — писал академик Дмитрий Лихачев.
«Доктор Живаго» на протяжении многих десятилетий оставался самым
читаемым из русских романов во всем мире. Во многом определил
представление о русской литературе и культуре XX века.
Последняя книга стихов поэта называлась «Когда разгуляется». Эта книга
озарена светом и опытом пережитого, ощущением близости конца и верности
долгу художника, и, в то же время, устремленностью в будущее.
Таковы краткие этапы жизни и творчества Бориса Пастернака, которое
открыло миру свет новой духовности и жажды добра, утверждая подлинную
ценность силы духа во все времена.
Несмотря на то, что после опубликования романа «Доктор Живаго» за
границей, на поэта была обрушена вся мощь партийно-государственной
власти Советского Союза, он, не теряя нравственной высоты и человеческого
достоинства, вынес этот удар на глазах у всего мира, хотя это стоило ему
жизни.
По словам современников, русская интеллигенция поколения 50-70-х годов
XX века, искала у него ответы на все вопросы того времени, гордилась его
твердостью духа и творческой силой. Нравственный авторитет Бориса
Пастернака был безграничен. Он был совестью и светом своего поколения…
Т.А.Небиеридзе — старший научный сотрудник музея

Пастернак в Геленджике. Уникальные страницы истории. Reviewed by on . Борис Пастернак - один из самых ярких представителей русской литературы XX века. Уже при жизни он был причислен к сонму великих. В своих произведениях поэт пове Борис Пастернак - один из самых ярких представителей русской литературы XX века. Уже при жизни он был причислен к сонму великих. В своих произведениях поэт пове Rating: 0

Комментировать

scroll to top