Четверг , 21 января 2021

Главная » Летопись недели » Писатель Иван Наживин в Геленджике

Писатель Иван Наживин в Геленджике

 

В конце XIX – начале XX веков Геленджик был местом, которое привлекало к себе людей незаурядных, творческих: представителей русской интеллигенции. Они приезжали к нам за своей мечтой. Видимо, это было связано с возможностью начать новую жизнь, не жертвуя своими принципами и идеалами. Многие из них, впоследствии, составили славу русской культуры.

В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя Ивана Федоровича Наживина (6.09.1874 — 5.04.1940), малоизвестного на Родине, но широко известного за ее пределами. С 1909  по 1920 годы он наездами жил на нашем курорте, в Бетте (дореволюционное название —  Широкая щель).

Его собрание сочинений состоит из 40 томов, о творчестве писателя восторженно отзывались Лев Толстой, Иван Бунин, Томас Манн. До революции его романы были очень известны в России. Писатель неординарный, независимый и очень противоречивый. «Я сын мужика, выросший среди народа», — напишет Наживин в своей автобиографии, поэтому, познакомившись с религиозно-философским учением Л.Н.Толстого, сразу принял его всем сердцем. В 1901 году он написал Льву Николаевичу письмо, а затем встретился с великим писателем. Толстому молодой литератор понравился.

На следующий год Наживин женился  на Анне Зусман, студентке Лозаннского университета. В 1905 году семья переехала в Москву. Революционные события 1905 года произвели на писателя тягостное впечатление, впоследствии он писал: «…вся страна кипела кровью и все гуще наливалась злобой».  В марте 1906 года жена Ивана Федоровича и 4-х летняя дочь Мирра были высланы из Москвы, как «не имеющие права жительства вне черты оседлости».

Домашний врач Толстого, Душан Маковицкий пишет в своих «Яснополянских записках»: «Наживин был у нас, рассказал, что нашел живописный уголок под Геленджиком, там…есть колония «Криница». Помимо хозяйственных хлопот под влиянием личности Толстого писатель изучает разные религии. Итогом явилась написанная им книга «Голоса народов», которая очень понравилась Толстому. Положительно оценил великий писатель и первый роман Наживина «Менэ… Тэкэл…Фарес», о судьбе русского интеллигента. После смерти Толстого Наживин написал несколько книг о своих встречах с великим писателем. Впоследствии объединив свои воспоминания, он издал книгу «Неопалимая купина (Душа Толстого)» – это творческая и духовная биография Л.Н. Толстого, написанная глубоко и независимо мыслящим человеком.

Наживин считал великого писателя своим духовным учителем. Для него было великим счастьем  встречаться и переписываться с ним. Когда у И.Ф. Наживина умерла четырехлетняя дочь Мируша (1909). Лев Николаевич поддержал его в огромном горе.

По воспоминаниям Лидии Степановны Тимаковой, родители которой были воспитанниками общины «Криница», Мируша была похоронена на криничанском кладбище..

Свою жизнь в Бетте, Наживин описал в произведении «Красные маки. Мой дневник». Как и все толстовцы занимался сельскохозяйственным трудом: «Жена работает почти без отдыха, с 4 часов утра. Я тоже встаю в 4 часа, до солнышка, выпускаю и кормлю кур, потом чищу в коровнике, а пока жена доит, я убираю свою комнату, ношу в кухню дрова и воду, а затем, как только заблестит из-за гор солнышко, гоню коров в стадо. Вернувшись, я готовлю себе завтрак  и завтракаю один – я особенно люблю эти тихие утренние минуты покоя и уединения. А потом надо прибрать во дворе, процапать виноградник, окучить кукурузу, посадить еще огурцов… И я начинаю не только привыкать, но и любить эту лямку… Покойно очень на душе».

«Жена сказала, что, мы, в сущности, свиньи»: в каком  великолепии мы живем и все ворчим, и все недовольны. Хорошенький хуторок, море, тишина, простор, безлюдье, а миллионы людей сдавлены в поганых городах, бьются в нужде…».

Из «Дневника» мы узнали, что семья Наживиных взяла на воспитание двух детей-сирот. На первый взгляд жизнь писателя течет медленно, без особых событий. В основном он занят физическим трудом. Но духовная жизнь Наживина протекает очень бурно, он много пишет, много думает. В этот период им были написаны и изданы: первая книга автобиографических записок «Моя Исповедь», романы «Сфинкс», «Белые голуби принцессы Риты» и др. «Моя Исповедь» привлекала внимание Максима Горького, который вынужден был признать, что «Иван Наживин – имя, довольно видное в литературе нашей».

Революцию 1917 года, как и многие толстовцы, он не принял. Но при этом он старается быть объективным. Он видит причину бед, обрушившихся на Россию, как «катастрофу» и как «неслыханное нравственное падение одураченного народа» из-за слабости  самодержавной власти, которая довела народ до «безумия и утопила его в море крови на войне».

В 1918 году, спасаясь от «голода и крови», он оказался на территории занятой Добровольческой армией. Выступал как пропагандист Белого движения, сотрудничал с одесской газетой «Южное слово». Свое отношение к революционным событиям писатель выразил в «Записках о революции 1918 года». В этой книге писатель уделил достаточное внимание нашему городу и району.

«…Жить здесь («Широкая щель», современная Бетта) становилось невозможным… Я решил перевезти всех их в Геленджик пока, где было и безопаснее, и ближе он был ко всем моим делам»…

«…Поселяне позажиточнее и поумнее рвут и мечут против зеленых и большевиков, беднота рисует их себе рыцарями без страха и упрека и поносит Добровольцев…».

Наживин описывает положение в нашем городе, когда здесь стояли белые: «…У нас в Геленджике людей хватали без всякого предупреждения на улицах и гнали в сельское управление, а там, отобрав бумаги, вас зачисляли без всяких разговоров в трудовое ополчение и запирали в отведенную для таких арестантов школу, не дав даже проститься с близкими и все это для того, чтобы враждебно настроенное население, узнав о мобилизации, не разбежалось бы по горам  к «зеленым».

Оказавшись в «белом лагере», он и здесь увидел довольно мрачную картину: вор на воре, взяточник на взяточнике, пьяница на пьянице, в своих «Записках», не выбирая выражений, он пишет: «…воры, взяточники, пьяницы, лоботрясы, шваль, мерзавцы и убийцы». Страницы, посвященные Добровольческой армии, поражают своим откровением и неприятием «белого движения». Писатель считал, что Добровольческую армию погубила  «старая» Россия, «помещичья и самодержавная».Эта книга – стон, горький плач о России, какой ее понимал и представлял писатель, человеческий документ большого психологического и культурно-исторического значения.

В 1920 году он уезжает с семьей из Новороссийска в Болгарию. Затем последовали Австрия, Югославия, Германия, Бельгия…. Наживин становится одним из крупнейших литераторов эмиграции. Его исторический роман «Распутин» имел огромный успех и был переведен на многие европейские языки.

Придя к выводу о невозможности возврата России к прошлому, Наживин стал мечтать о возвращении на Родину. В 1926 году он просил предоставить ему советское гражданство. В финал книги «Неглубоко уважаемые» он ввел обращение к Иосифу Сталину, к которому действительно обращался с просьбой о предоставлении ему гражданства: «Сил у меня осталось уже немного, но я все их отдам служению Родине», но ответа не последовало… Умер писатель в Брюсселе в 1940 году.

Многие его произведения еще не изданы в России, но есть надежда, что это произойдет в скором времени, и еще одно имя войдет в сокровищницу культуры России и нашего города-курорта.

Т.Небиеридзе,

старший научный сотрудник музея

Писатель Иван Наживин в Геленджике Reviewed by on .   В конце XIX – начале XX веков Геленджик был местом, которое привлекало к себе людей незаурядных, творческих: представителей русской интеллигенции. Они приезжа   В конце XIX – начале XX веков Геленджик был местом, которое привлекало к себе людей незаурядных, творческих: представителей русской интеллигенции. Они приезжа Rating: 0

Комментировать

scroll to top