Четверг , 28 января 2021

Главная » Новости Геленджика » Последний рубеж

Последний рубеж

1

Нет ничего удивительного, что в год, когда мы отмечаем 70-ую годовщину Великой Победы на экраны страны выходит большое количество фильмов о войне. В одном из них, который мы сможем увидеть в скором времени, принимал участие наш земляк – известный геленджикский художник, на счету которого, кстати, уже немало работ в кино, Александр Завалий.

Александр только что вернулся со съемок эпического кинополотна «Последний рубеж». Будущий фильм посвящен бессмертному подвигу 28 героев-панфиловцев. Съемки картины проходили в Москве и Подмосковье недалеко от тех мест, где проходили настоящие бои, в которых участвовала легендарная дивизия генерала Панфилова.
— Я отвечал за военно-историческую часть картины, — рассказывает о своем участии в работе над фильмом, его художник-постановщик, член Союза художников России А.М. Завалий. – Так, например, мне пришлось строить немецкую технику. Макеты танков были в натуральную величину. Всего мы построили пять танков, которые потом вместе с настоящими танками, взятыми с «арсеналов» «Мосфильма» были потом задействованы в съемках сражений. Макеты изображали уже подбитые панфиловцами танки и вперемежку с настоящими, движущимися танками нам удалось в кадре создать такую настоящую эпическую картину боя.
Съемки телевизионного сериала проходили три месяца, из которых два ушло на подготовку военной техники, макетов и интерьеров съемочных павильонов, рыли блиндажи и окопы. Но самыми сложными были непосредственно батальные сцены.
— Съемки на «поле боя» были наиболее продолжительными, — продолжает Александр. — Там мы снимали полмесяца, а рядом был настоящий танковый полигон в Алабино, где в то же самое время проходили учения знаменитой кантемировской дивизии. И так получилось, что фоном к нашим съемкам стали настоящие взрывы, которые звучали где-то за горизонтом, во время учебных стрельб. Более того, иногда шальные снаряды пролетали над нашими головами. Однажды одна такая учебная болванка от снаряда, то есть пустая, не начиненная боезапасом, попала в автомобиль съемочной группы, прошила его насквозь, а там, между прочим, лежала вся пиротехника, все наши взрывпакеты, приготовленные для очередной батальной сцены. Слава Богу, обошлось без жертв. А если прибавить, что мы там по-настоящему и в окопах померзли, кирками землю при минус десяти градусов подолбили, то можно сказать, что мы реально на какую-то толику прикоснулись к тому, что пришлось тогда в полной мере испытать нашим дедам.
Интересно было также снимать, как обучали панфиловцев бить немецкие танки. Чтобы бойцы не боялись в боевой обстановке лязга гусениц, близко проезжающих машин, их, оказывается, тренировали на наших советских тракторах. То есть, на трактора навешивали деревянные щиты с нарисованными крестами, крепили на них оглоблю, изображавшей ствол и такие вот «танки» ездили через окопы, чтобы солдаты наши привыкали к их виду, шуму который они производят. И вот такая сцена есть в нашем фильме.
Помимо этого, съемки проходили еще в Подмосковье, в непосредственной близости от Москвы. Снимали старинные усадьбы, деревню, где живет главная героиня картины. Поскольку, помимо боев, в фильме прослеживаются судьбы людей, есть там две любовные линии. В Москве снимали непосредственно на Крутитском подворье, где сохранились палаты XVII века, там у нас был штаб Панфилова. В Ярославле снимали эшелон, на котором панфиловцы едут на фронт. В музее железно-дорожного транспорта снимали внутренние интерьеры вагонов, теплушек. Проект осуществляет кинокомпания «Русская». Этот фильм мы, кстати, делали в соавторстве с очень хорошим московским художником Владимиром Яриным, с которым мы делали уже не первую военную картину.
Добавим, что постановщиком картины является молодой московский режиссер и актер Сергей Краснов, отметившийся ранее удачно сыгранной ролью в сериале Олега Фомина «Молодой Волкодав» и постановкой на московской театральной сцене спектакля по роману Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи», оператор Владимир Володин. Роль генерала Панфилова исполнил замечательный российский актер Юрий Цурило, в другой главной роли – политрука Клочкова, занят молодой московский актер Алексей Демидов. Небольшую роль в фильме, помимо выполнения своих непосредственных обязанностей художника-постановщика, исполнил и А.М. Завалий. И это не первое его появление в кадре. Ранее, на съемках фильма «Апостол» Александр в одном из эпизодов уже ассистировал самому Евгению Миронову.
— Это традиционно для киношников, когда на память в картине, в которой ты работаешь ты исполняешь какую-нибудь маленькую роль, — говорит далее наш гость. – И если в фильме «Апостол» мне удалось сыграть роль инструктора разведшколы в достаточно большом эпизоде, со словами. То здесь досталась совсем маленькая эпизодическая роль крестьянина, который бежит со всем своим семейством, домашним скарбом, погруженным на повозку от наступающих немцев.
Кстати, участие в съемках фильма «Апостол», где Александр также был одним из художников-постановщиков, он до сих пор вспоминает с особой теплотой. Именно там он помимо Евгения Миронова познакомился еще и с таким популярным артистом как Николай Фоменко, который тоже играл в этом сериале главную роль.
— Евгений Миронов невероятно доступный и простой при всем своем звездном статусе человек. Так, с ним по нескольку раз перефотографировались, наверное, все, кто участвовал тогда в съемках этого фильма, он никому не отказывал. А Николай Фоменко веселил всю группу, оказалось, что он знает бесчисленное количество анекдотов, и каждый съемочный день начинался с того, что Фоменко угощал съемочную группу порцией свежих анекдотов, — отвлекаясь от основной темы нашего разговора, говорит Александр. – Вообще, Фоменко невероятно талантливый и многогранный человек. Он и настоящий драматический актер, и шоумен, и музыкант, и солист популярной группы «Секрет», и профессиональный автогонщик. Кстати, на съемки фильма «Апостол» он каждый раз приезжал на разных машинах. То на черном «Порше», то на какой-то очень маленькой, низкой такой машинке, то еще на чем-нибудь. А работать с ним было очень интересно, он просто заражал всех своей энергетикой, я даже сделал с него такой карандашный набросок и потом этот рисунок ему подарил.
И снова возвращаясь к новой работе Александра в картине «Последний рубеж». Съемки происходили на излете зимы, когда началось активное таяние снега, это создало дополнительные сложности – оставшийся снег пришлось буквально собирать и свозить со всей округи, а кое-где прибегать и к искусственной его имитации. Впрочем, для кино это обычное дело. Так, на съемках телевизионной драмы «Анжелика» с участием таких звезд российского экрана как Алексей Макаров, Валерий Баринов и Борис Щербаков, Александр Завалий как художник-постановщик выполнял обратную задачу – в декабре, когда проходили съемки, изображал доступными средствами в кадре жаркое кубанское лето.
— Там тоже натурные съемки проходили в октябре – декабре, тогда как действие фильма, по сценарию, происходят в августе – сентябре, — вспоминает Александр еще одну свою работу в кино. — И сами понимаете, хоть это и Кубань, а съемки проходили в Темрюкском районе, но декабрь у нас очень мало похож на август. Поэтому в начале съемок мы, например, покупали виноград на рынке, привязывали его к лозе, и актриса его в кадре потом срезала. То потом пришлось пожелтевшие листья поддувать зеленым колером. А кончалось все тем, что мы уже просто покупали искусственные листья, подвешивали их к веткам деревьев, а перед этим топили выпавший снег – кипятком его поливали, солью посыпали…
Что же, такова магия кино – зимние сцены снимают летом, летом снимают зиму, и мы об этом, порой, даже не догадываемся. Но высшим проявлением мастерства, высшим результатом, когда материалом, о котором снимается фильм, в прямом смысле проникаются все члены съемочной группы. Тогда на площадке могут происходить и необыкновенные вещи. Как это и было на съемках картины «Последний рубеж».
— Снимали один из самых драматичных эпизодов картины, когда фашистские танки уже прорвались на позиции панфиловцев, — рассказывает далее А.М. Завалий. – Снимаем крупным планом, как танк переезжает через окоп, и просто вдавливает туда нашего солдата. И потом он встает, весь оглушенный, с него земля ссыпается, он достает гранату, причем видно, что актер все это делает очень реально, замедленно, преодолевая боль… А танк между тем уже уехал очень далеко, кажется, что все актер не попадет по нему, даже просто не добросит – 30 метров, уже 40! Думаем, ну все, кадр испорчен. И вдруг, актер распрямляется, замахивается, бросает гранату, добрасывает ее(!), попадает на трансмиссию танка, происходит взрыв, и это все в одном кадре, без всякого монтажа! Мы, забыв, что идет прямая запись звука, не сдержались, все зааплодировали. То есть, актер так вжился в роль, в эти предлагаемые обстоятельства, что реально, получается, совершил настоящий подвиг. И я даже подумал, что вот так, во время войны, наши деды, через «не могу» также творили невероятное…
И я еще раз хочу поблагодарить судьбу, за то, что мне пришлось как раз накануне празднования такой великой победы, как 70-летие Победы, удалось поучаствовать в столь грандиозном проекте. Я считаю, что это мой личный вклад, меня как сына фронтовика, в увековечивание памяти наших великих героев.
Что же, съемки кинокартины «Последний рубеж», в которых участвовал наш замечательный геленджикский художник Александр Завалий, завершены. Сейчас идет монтаж и озвучивание картины. А потом состоится ее премьера. Сам же Александр полон новых творческих планов и мы в заключении нашей встречи желаем ему их осуществления.

Последний рубеж Reviewed by on . Нет ничего удивительного, что в год, когда мы отмечаем 70-ую годовщину Великой Победы на экраны страны выходит большое количество фильмов о войне. В одном из ни Нет ничего удивительного, что в год, когда мы отмечаем 70-ую годовщину Великой Победы на экраны страны выходит большое количество фильмов о войне. В одном из ни Rating: 0

Комментировать

scroll to top