Среда , 27 января 2021

Главная » Летопись недели » Причины гибели четырехмоторного гиганта

Причины гибели четырехмоторного гиганта

Тайны Черного моря.

Члены Русского географического общества в Геленджике провели встречу со студентами местного филиала Кубанского государственного университета.
С приветственным словом к профессорско-преподавательскому составу и студентам филиала обратилась председатель Геленджикского местного отделения Краснодарского краевого отделения Русского географического общества, депутат Думы МО город-курорт Геленджик – Юлия Соболева. Юлия Николаевна рассказала о работе местного отделения Русского географического общества в Геленджике, отметив большую роль Общества в патриотическом воспитании молодежи.
А член Русского географического общества Валерий Егоров провел для студентов лекцию на тему «Тайны Черного моря».
Проводя исследования дна Черного моря в районе Геленджика, Валерий преследует цель — установить причины гибели внушительного четырехмоторного гиганта (сегодня более известен как АНТ-44), который являлся самой совершенной и мощной советской летающей лодкой довоенных лет.
История появления задания на его проектирование нестандартна, и еще в период формирования тактико-технических требований описывалась в сопроводительных документах. В них, в частности, говорилось, что во второй половине 1934 г. известная английская фирма «Шорт» предложила спроектировать и построить для Советского Союза крупную 4-моторную летающую лодку. В Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) посчитали такой вариант решения вопроса неприемлемым, поэтому незамедлительно последовало обращение в Управление ВВС Красной армии с заявлением, что такой самолет можно построить и у нас. Эскизный проект АНТ-44, который определили как морской тяжелый бомбардировщик МТБ-2, разрабатывался в течение года, причем в середине 1935-го этот процесс был приостановлен в ожидании возвращения Туполева из поездки в США. Очевидно, руководитель конструкторского отдела ЦАГИ вернулся из-за океана с новыми знаниями и впечатлениями, так как осенью проект летающей лодки значительно переработали. В перечень изменений, внесенных до декабря 1935 г., скорее всего вошло использование нового аэродинамического профиля NACA серии 230, которым именно в этот период заменили ранее используемый профиль АНТ-6 в скоростном бомбардировщике СБ. Интересно, что в случае с СБ профиль получил обозначение ЦАГИ-40, а для МТБ-2 использовали обозначение — No.156-40.
В подготовленных в Управлении ВВС ТТТ указывалось, что МТБ-2 предназначается для ведения боевых действий на всех морских театрах СССР и должен выполнять следующие задачи: бомбардировку баз и боевых судов противника; дальнюю дневную и ночную разведку в открытом море и на побережье противника; транспортировку людей, боеприпасов и горючего в съемных баках.
Осенью 1941 г. базу для гидросамолетов Черноморского флота организовали в бухте Геленджика. Здесь в течение месяца оборудовали гидроаэродром, спуски на воду и укрытия. В конце октября 1941 г. в Геленджик перебазировалась 82-я эскадрилья на самолетах МБР-2 под командованием капитана Чебаника 2, позднее — 116-й полк МБР-2 подполковника В.П.Конорева.
Сюда же, в Геленджик, перевели тяжелый МТБ-2, для которого с помощью местных жителей построили индивидуальный капонир. Из него самолет выводили сразу на старт. Полеты обычно не отличались большой дальностью и продолжительностью, целями при бомбардировках были Ялта, Гурзуф, Алушта. Уже при совершении боевых вылетов из Геленджика МТБ-2 был сильно поврежден зенитным огнем и совершил посадку в море в районе фальшивого Геленджика (фальшивый Геленджик — это место с ложными аэродромами в 9 км от Геленджика. Теперь — Дивноморское). Аварийный самолет катером отбуксировали в бухту. После того как водолазы смонтировали выкатное шасси, МТБ-2 начали поднимать по спуску на берег.
По свидетельству майора в отставке Федора Пантелеевича Мамай (в 1942 г. ст. техника по вооружению самолетов), в отношении МТБ-2 существовало предписание (или приказ) — каждый его взлет обеспечивать охраной истребителей. В противном случае эту заметную машину могли сбить на взлете немецкие истребители, которые неустанно барражировали вдоль прибрежных отрогов кавказского хребта.
10 августа 1942 г. МТБ подготовили к вылету — подвесили 12 ФАБ-250. Стоял штиль, поэтому с первого, и даже со второго раза нагруженный самолет оторваться от воды не смог. В третьей попытке, в момент отрыва от поверхности бухты, взлетающий МТБ-2 атаковали два истребителя Ме-110 (или Ме-109), и он врезался в воду. В живых остался только командир корабля капитан Наумов — его выбросило из кабины и, по его личному свидетельству, он даже не успел ничего понять. Погибли штурман капитан И.П.Грязных, второй пилот ст. лейтенант А.А.Чайка, радиотехник лейтенант Н.К.Назаров, стрелок ст. сержант М.М.Дубина, стрелок-радист младший сержант А.У.Кошнар.
Расследование инцидента было коротким: виновником гибели экипажа и самолета объявили капитана Наумова: якобы он рано начал разворот на взлете и задел крылом воду, далее последовала катастрофа. Позднее Наумова перевели для продолжения службы на Северный флот.
Останки МТБ-2 более сорока лет пролежали в море на глубине 10-12 метров на выходе из Геленджикской бухты у Толстого мыса. В 1988-1989 гг. место падения самолета обследовали водолазы самодеятельной группы «Поиск» на предмет возможности подъема его на поверхность. Однако осмотр показал, что обломки машины перемешаны с неразорвавшимися бомбами (теми самыми, с которыми МТБ уходил в боевой полет). Операция по подъему была отложена, а затем вызванные из Севастополя саперы подорвали опасную находку прямо на дне.
Каких-либо иных документов, фото- и видеоматериалов об останках данного гидросамолёта до настоящего момента не найдено.
И только в летом 2015 года команда клуба подводного плавания «Виктор и К», возглавляемая Валерием Егоровым, сумела идентифицировать найденные останки, составить схему места расположения обломков и продолжить восстановление реальной причины гибели гидросамолёта МТБ-2 в районе Толстого мыса. Валерий с группой единомышленников установил место нахождения останков гидросамолета и провел более 15 часов поисково-исследовательских подводных работ по фиксации найденных обломков гидросамолёта и силовых агрегатов.
Валерий Егоров рассказал студентам и об обнаруженных на дне моря предположительно мест (стоянок) древних людей.
С заключительным словом к аудитории обратился член Русского географического общества в Геленджике кандидат технических наук, заведующий отделом сейсмогеодинамики ГНЦ ФГУП «Южморгеология» Владимир Фоменко.
Русское географическое общество объединяет специалистов в области разных наук, а также энтузиастов-путешественников, экологов, общественных деятелей и всех, кто стремится узнавать новое об уникальном наследии нашей страны, кто готов помогать сохранению её природных богатств.
Особенно актуальна эта деятельность в городе-курорте Геленджике – удивительном и до конца не изученном месте с уникальными климатическими условиями и особой атмосферой.
Константин Блохин.

Причины гибели четырехмоторного гиганта Reviewed by on . Тайны Черного моря. Члены Русского географического общества в Геленджике провели встречу со студентами местного филиала Кубанского государственного университета Тайны Черного моря. Члены Русского географического общества в Геленджике провели встречу со студентами местного филиала Кубанского государственного университета Rating: 0

Комментировать

scroll to top