Четверг , 28 января 2021

Главная » Летопись недели » ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР МОРСКИХ ТАЙН…

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР МОРСКИХ ТАЙН…

Легендарная Атлантида, тайны морских глубин, скрывающие живую матрицу природы, уникальная подводная научно-исследовательская лаборатория «Черномор», автономный подводный аппарат «Аргус», впервые в мире осуществивший подводную геологическую съёмку порога Гибралтарского пролива по трассе будущего тоннеля ЕВРОПА – АФРИКА… Единственное в стране академическое учреждение на берегу Чёрного моря — Институт океанологии способен, комплексно решать все проблемы южных морей в рамках международных исследований. Весь этот захватывающий мир гидрокосмоса включен в тематику научно-познавательной экскурсии «Наука о тайнах Океана».
Экскурсия, на которой мне посчастливилось побывать несколько лет назад, проходила на морском теплоходе «Амткел», возглавлямом капитаном первого ранга Зауром Тарасовичем Бенделиани.
Вела ее Валентина Васильевна Зубарева – экскурсовод с большим стажем, работник творческий и эрудированный. Со стороны Океанологии на данном маршруте на общественных началах выступали учёные: Александр Александрович Покрышкин, Олег Николаевич Скалацкий и Леонид Владимирович Воронов, Владимир Семёнович Подымов и Наталья Николаевна Меньшикова.
Укромная «Голубая бухта», со своими мировыми тайнами и легендами. Сам Океан является в гости к ней! Именно его проблемы вот уже скоро 60 лет изучает академическая наука.
Пирс Геленджиксой бухты. 10 часов 30 минут – время, когда теплоход, загрузившись на все палубы, отчаливает в сторону Голубой бухты, в поисках новых откры-тий и… знаний.
С первых слов экскурсовода Валентины Зубаревой понятно, что надобно обратиться в слух. Научные факты перемежаются с поэзией, лирика с наукой.
За бортом весело бежит морская волна, белая пена шлейфом застилает ход судна, бирюза воды переливается в лучах утреннего солнца, вдали красуются обновлённые берега курорта… Крутые белые утёсы, па-радной манишкой освежают берега…
Теплоход идёт плавно, быстро и надёжно. Гордо летит! И неудивительно! На редкость слаженная команда известна своим профессионализмом и дисциплиной.
Заур Тарасович Бенделиани – капитан в 5-ом поколении: офицерами морского флота были прадеды, дед и отец. Последний плавал с 16 лет. Тарас Тарасович Бенделиани, отец Заура , после травмы оставил море. В Великую Отечественную при-нимал участие в штурмах Праги, Берлина, получил ранение. Какое-то время служил в Гер-мании заместителем коменданта Дрездена… Последние годы, уже инвалидом, проживал в Сухуми. Дядя капитана – Чичико Бенделиани, лётчик, Герой Советского Союза, сбил 25 фашистских самолётов.
В 1998 году сын героических предков, Заур Бенделиа4ни, водил судно «Амткел» по международному маршруту «Варна – Стамбул»…
Человек волевой, преданный Родине и принципам, Бенделиани в своё время отказался от предложения остаться в Америке в одно из своих очередных плаваний. Мно-гие из его коллег тогда, не задумываясь, приняли новое гражданство, стали сегодня очень состоятельными людьми…
Видимо, наше богатство измеряется иными мерками – духовными. Наши сокровища – это грамотные и талантливые дети, любовь, верность предкам, их делу. И он обладает ими.
С любовью рассказывает капитан о своей команде. Боцман –Зураб Котевич Чакаберия служил в Мурманской области на атомной подлодке, работал в Сухумском морском порту, ходил на пассажирских судах. Старший механик Тимур Борисович Гасанов и его брат Дмитрий Борисович – тоже военные моряки из посёлка Полярный Мурманской области.
Вот мы пришвартовываемся к причалу Голубой бухты, легко и грациозно проскользнув между двух прелестнейших бухт причерноморья. На берегу городка науки, Южного отделения Института океанологии Российской Академии, нас ждёт рассказ об истории этого уникального, и по масштабам планеты, научного заведения. Расположенный в живописной долине горной реки Ашамбы, впадающей в Голубую бухту, этот научный городок имеет свою непростую, и знаменательную историю, которая пишется с 1946 года. Именно в этот год Институту океанологии АН СССР срочно понадобилась экспериментальная база на берегу моря, тёплого и не замерзающего зимой.
Побережье русского Причерноморья тщательно обследовалось с самолёта, на судах и на машинах. К северо-западу от Геленджика притаилась живописная и совсем дикая бухта Рыбацкая, с необитаемой долиной, покрытой густым лиственным разнолесьем, с притаившимися там и тут несколькими дачами, с купальней и пристанью… Укромная, тихая бухточка была излюбленным местом геленджикских рыбаков, здесь почти всегда им сопут-ствовал богатый улов… Она-то и приглянулась искателям от науки.
Осенью 1947 года в Рыбацкую бухту была направлена прибрежно-морская экспедиция под руководством В.В.Лонгинова. В их распоряжении была автомашина, мотоблок и шлюпка. Её участники разместились в палатках на берегу бухты. После первого года работ они убедились, что приморская часть долины реки Ашамба и бухта Рыбацкая, которую официально стали называть Голубой, действительно могут быть очень удобным местом для организации экспериментально-методической станции…
Очень скоро развернули строительство жилья, служебных и подсобных помеще-ний (финские и камские домики временного типа). В бухте был построен короткий пирс, для приёма самоходных барж из Новороссийска со стройматериалами.
Быстрое становление нового научного комплекса во многом было обязано талантливому руководству директора института, Героя Советского Союза, академика Петра Петровича Ширшова, имя которого и носит его детище сегодня.
С 1949 года геленджикская экспедиция преобразуется в черноморскую (ЧЭНИС) Института океанологии АН СССР. Первым директором Черноморской станции был Дмитрий Анатольевич Сабинин, известный биолог-генетик.
Указанный год знаменателен тем, что в создании Института океанологии принял активное участие профессор Всеволод Павлович Зенкевич. С его участием был создан Геологический отдел (впоследствии – Лаборатория морфологии и динамики морских берегов). Его книга «Динамика и морфология морских берегов» (1946) стала первой монографией, вышедшей из стен Института океанологии. В 40-50-х годах В.П.Зенкевич развернул большие работы по созданию кадастра берегов Чёрного моря, которые завершились в 1954 году написанием многотомной монографии. Он дал ряд практических рекомендаций по портостроению и берегозащите, он же является создателем нескольких карт Морского Атласа, а также Государственной карты СССР, за что отмечен Государственной премией СССР. Зенкевич В.П. первый в стране начал использовать подводные автономные аппараты, с помощью которых лично обследовал каньоны Чёрного моря до глубины 1150 м. Впоследствии он стал лауреатом Ленинской и Государственной премий за выдающийся вклад в изучение динамики морских берегов.
В 1950 году штат сотрудников Института насчитывал уже около пятидесяти человек, были получены сейнеры « Форель» и мотобот «Дооб». В 1953-55 годах станция полу-чила три научно-исследовательских судна «Академик Обручев», «Академик Ширшов» и «Академик Вавилов». Эти суда находились в строю до 1976 – 1980 гг. и выполнили огром-ный объём самых разнообразных океанографических работ, как в прибрежной зоне, так и в открытом море.
Отныне Черноморская станция превратилась в основную базу Института, где испытывались новые образцы приборов и оборудования, проводились работы до тридцати экспедиций и отдельных научных групп Института океанологии ежегодно.
К началу 60-х годов станция накопила достаточно большой опыт самостоятель-ных исследований в Чёрном море. Поэтому на неё были возложены комплексные океанографические исследования Средиземного моря. Первый рейс НИС «Академик Вавилов» в Во-сточную часть Средиземного моря возглавил сотрудник ИОАН Константин Николаевич Фе-доров. Впоследствии он длительное время работал в ЮНЕСКО.
В 1967 году Черноморская станция Постановлением Президиума АН СССР была преобразована в Южное отделение Института океанологии, руководил тогда ею И.М. Овчинников. Отмечается стремительный рост и значительное развитие научно-исследовательских работ. Около двадцати сотрудников защитили кандидатские диссертации. Впервые официально созданы четыре научных лаборатории.
С середины 60-х годов флот Института пополнился новым исследовательским суд-ном «Академик Курчатов» (1966), а затем судном «Дмитрий Менделеев». Этим океанология была обязана Ивану Дмитриевичу Папанину, следующему директору Института.
Об Александре Александровиче Покрышкине, сыне трижды Героя Советского Союза, легендарного лётчика-истребителя, который также был директором Института, мы намерены написать отдельную статью в серии «Звёзды науки», начатую много лет назад и требующую продолжения…
Учёными Южного отделения за 50 лет издано самостоятельно или в соавторстве 32 монографии, 7 сборников, 7 атласов и более 2500 научных статей. Работы эти широко из-вестны не только океанологам России, но и за рубежом. Более того, многие наши соотече-ственники издают научные труды благодаря материальной поддержке коллег из других стран…
К великому сожалению, перестройка резко отбросила науку назад в плане матери-альном. То, что копилось ценой усилий неординарных личностей, их энергией и интеллек-том многие годы, было разрушено за короткий срок. Страна и отделение потеряли выдающихся учёных из-за унизительно низкого уровня зарплат. Великолепные научные корабли были спешно переоборудованы для перевозки пассажиров, и в качестве научных единиц безвозвратно утеряны. Речь идёт о судах «Академик Курчатов», «Витязь», «Д.Менделеев» и др.
Это – далеко не полная информация из увлекательного, сдобренного именами и научными фактами, рассказа экскурсовода и учёного Натальи Николаевны Меньшиковой.
Валентина Гончарова.
Окончание следует.

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР МОРСКИХ ТАЙН… Reviewed by on . Легендарная Атлантида, тайны морских глубин, скрывающие живую матрицу природы, уникальная подводная научно-исследовательская лаборатория «Черномор», автономный Легендарная Атлантида, тайны морских глубин, скрывающие живую матрицу природы, уникальная подводная научно-исследовательская лаборатория «Черномор», автономный Rating: 0

Комментировать

scroll to top