Понедельник , 23 Июль 2018

Главная » Летопись недели » Страницы истории. Один из первых классиков советской литературы — о Геленджике.

Страницы истории. Один из первых классиков советской литературы — о Геленджике.

В этом году исполнилось 155 лет со дня рождения Александра Серафимовича Серафимовича (Попова) – писателя, журналиста, одного из первых классиков советской литературы, лауреата Сталинской премии. Старшему поколению это имя хорошо известно. Всесоюзную известность ему принес роман «Железный поток», написанный в 1924 году. Творчество писателя разделено на 2 этапа: первый — дореволюционный, с темой труда и быта народа в условиях развития капитализма и революционного движения. Второй – советский. Произведения этого периода проникнуты пафосом революционной борьбы и идеалами советского коммунизма.

Человек он был любознательный общительный, очень любил путешествовать. Черноморское побережье Кавказа не могло не привлечь писателя.  В Геленджике он побывал несколько раз.

Первый приезд в Геленджик датируется июлем 1913 году. Из Новочеркасска на мотоцикле, который назвал «дьяволом», Серафимович отправился путешествовать по Черноморскому побережью. В своем путевом дневнике он записал, что 24 июля в пять часов приехал в Геленджик. На ночь остановился в гостинице (возможно, это была гостиница «Центральная», где в настоящее время располагается администрация города). В очерке «Скитания» описан этот приезд: «В Новороссийске «дьявола» торжественно вывели из багажного вагона, и, окруженный сворой скакавших за мной мальчишек, я пустил его по залитым зноем, переполненным грохотом  дрогалей улицам… Обгоняя идущих турок в красных фесках, имеретин с повязанными на головах черными башлыками, гремящие дилижаны с потными бегущими лошадьми…

…Вот и Геленджик с чудесным морем, облезлыми, как в Новороссийске, лысыми каменистыми горами, кой-где пыльно зеленеет держи-дерево, да корявый дубок. По колена в пыли бродят повязанные красным дачницы и дачники, с полотенцами в руках идут на купанье или с купанья, — больше тут делать нечего».

Утром следующего дня писатель выехал из Геленджика в сторону Сочи, Абхазии (Гудаута). Затем на обратном пути, 16 августа, остановился в Геленджике на два дня, в меблированных комнатах Дороховой. Располагались они по ул.Санаториальной, 16 (современная ул.Серафимовича).

Природа Черноморского побережья произвела на писателя неизгладимое впечатление: «…Горы, леса, солнце, люди, встречи, и я, как дух, как дьявол, несусь среди этого. Теперь я отравлен. Как повеет теплом, меня уже потянет, и я с тоской буду поглядывать на моего «дьявола». Впечатления от этого путешествия отразились в очерке «Скитания».

Сотрудники музея в 50-х годах прошлого века выяснили, опрашивая старожилов города, что дом, в котором останавливался Серафимович, принадлежал Хрисостомову Митрофану Дмитриевичу, а Дорохова арендовала комнаты и сдавала приезжим (и сто лет назад жители нашего города отличались предприимчивостью).

На следующий год А. Серафимович вновь собирался путешествовать и посетить наш город. В письме к своему другу  Кинену А.А. (писатель, произведения которого печатались в сборниках «Знание», издаваемых М.Горьким): «Я думаю ехать в Геленджик 1 июня, там проведу лето, потаскаюсь по Кавказу, буду работать как дьявол, как сатана, иначе я пропал». В письме от 27.05.1914 г. он вновь пишет: «…Я 1-2-3 июня уеду в Геленджик. Первый месяц буду работать как сукин сын, потом путешествовать на «дьяволе».

Но поездка не состоялась, т.к. началась Первая мировая война. Серафимович уходит добровольцем на фронт в качестве военного корреспондента. Его военные репортажи, очерки полны ожидания грядущей революции.

Но уже в 1916 году, 27 мая, несмотря на тяжелые условия военного времени, писателю удалось со старшим сыном Анатолием вновь посетить Геленджик. Анатолий в письме к Кинену А.А. писал: «… голубятня, в которой нельзя было выпрямиться – потолок гробовидный. Всю голубятню занимали две кровати, стол и два стула. Мы с трудом пролезали между кроватями. С пылью, вихрем свистал такой сквозняк, что все со стола улетало в дверь». Серафимович также писал этому адресату: 9-16.06.1916 г. : «…Геленджик, шоссе, дача Задын… Я сижу тут в самом отчаянном положении – без денег. Дал рассказ «Современному миру (журнал), рассказ они с благодарностью взяли, а насчет денег кукиш, — сдыхаю и Толка сдыхает». Рассказ, о котором пишет Серафимович, назывался «Фетисов курень», напечатан он был в №7,8 журнале «Новый мир».

«…Начал писать рассказ листа на два, на три. Не знаю, что выйдет. Работы много, а работаю туго, — в начале сам болел, потом Тола, теперь безденежье режет (Тола – Анатолий Александрович Попов (1899-1919 гг.) старший сын писателя, участник Октябрьской революции в Москве, погиб на фронте Гражданской войны под Котласом. Рассказ назывался «Родная земля»).

В другом письме от 22.06.1916г. пишет: «Я так стосковался за два года по милому югу и теперь сижу со старшим сыном в Геленджике. Геленджик-то не особенно мил, но синее небо, синяя бухта у горы и зной – разве мало?».

Несмотря на пессимизм и жалобы, вторая половина отдыха прошла замечательно. Писатель с 15-летним сыном пошли в поход по окрестностям Геленджика. Поднялись на Маркотхский хребет, далее по водоразделенному хребту на юго-восток с выходом на Широкую щель, а затем по ней к морю. Прошли около 200 км. Посетим Бету, Криницу, Береговое. Ночевали где придется: в стогах сена на хуторах. Встречались с интересными людьми разных сословий. В письме к Леониду Андрееву от 5.08.1916г. пишет: «Мы с  Толкой таскались в горах. Пешком исходили верст 170. …Поднялись от моря по главному хребту… Ночевали первую ночь в стогах, а потом спускались в ущелья, в хутора и поселки».

Под впечатлением путешествия Серафимович написал очерк «С сыном в горах». «..Сворачиваем с шоссе, и вокруг встает необъятный, молчаливый божий мир, горная лесная пустыня… Стоят благостное молчание и торжественность, мир и покой…».

Вслед за С.И.Васюковым, автором книги «Край гордой красоты», он описал удивительный по красоте мир природы нашего района. Писатель хотел воплотить ее в романе, но не мог найти тему: «Могучий пейзаж Кавказского хребта огненно врезался в мой писательский мозг и велительно требовал воплощения». Идея романа пришла после встречи с участниками Таманского похода: «…Меня словно осенило: «Да ты пусти на эти горные кряжи поднявшееся революционное крестьянство. Они же тут шли, тут клали головы… Лети этот «Железный поток» — недаром тебя там носило».

Попытка установить дачу Задын не имела успеха. Были опрошены старожилы города, сделать запросы в архивы, но ни одного гражданина по фамилии Задын в Геленджике не было обнаружено. Возможно это была не фамилия владельца дачи, а название: «на задах», на окраине Геленджика, предположительно, северной. Но с другой стороны: если в 1915 году Геленджику был присвоен статус города, то данный район находился уже в черте города, хотя и далеко от центра. Там находились дачные участки, строились небольшие домики. Вполне возможно, Задын арендовал такой домик (так в Геленджике делали многие), а летом сдавал отдыхающим.

Следующее путешествие А.Серафимовича по Черноморскому побережью Кавказа относится к 1921 г. Письма из Геленджика не писал, видимо, был проездом: «Впрочем, я еще раз поехал к описываемы местам во время самой работы, чтобы восстановить в памяти обстановку края, пейзаж, людей», — писал он в статье «Из истории «Железного потока».

Есть предположение, что Серафимович мог проездом остановится на Толстом мысу. В это время там находились его знакомые Семен и Раиса Хлебниковы. Супруги привлекались по делу 1 марта 1887 г. были кубанскими знакомыми Александра Ульянова. По этому делу привлекался и Серафимович, тогда студент Александр Попов. Писатель посетил Михайловский Перевал, житель Михайловского Перевала, Ярцев А.А., вспоминал: «Года через 2 или 3 после прохода частей Таманской армии через Михайловский Перевал, т.е. примерно в 1921 г., летом, я зашел к моему соседу Заславскому С.А., он в то время жил в доме Варвары Николаевны Николаевской, на Нижней поляне. В тот мой приход я застал у Заславского незнакомого мне человека. У меня с ним завязался разговор и на другие бытовые вопросы. Когда я потом спросил Заславского, то он мне сказал, что я разговаривал с писателем Серафимовичем, который пишет роман, и собирает материал».

Последний раз писатель посетил Геленджик во второй половине августа 1928 г, на пароходе из Батуми. Поселился на Тонком мысу – Солнцедар, дача Гребенюка. О его жизни в Геленджике мы узнаем из писем. Первое письмо было адресовано невесте Монюшко Александре Владимировне – первой жене младшего сына писателя И.А.Попова: «Уехал в Батум оттуда пароходом в Геленджик. Здесь тепло, солнце, и я отогреваюсь после Теберды. Пробуду здесь числа  до 20 сентября». Далее из письма к Низовому П.Г.  (писатель, автор романов «Океан», «Сталь», «Недра», настоящая фамилия Тупиков) 7.09.1928г.:

«…Павел Георгиевич, здравствуйте. А знаете оттуда я Вам пишу: из вашей собственной комнаты: Солнцедар, Черноморского округа, дача Гребенюк… Воздух чудесный, простор, уединенность, нет толкотни, но купанье убийственное – все ноги переломаешь, пока дойдешь до глубины. Я от этого простуживаюсь. Я – малярик. Если сразу бросаюсь в глубину, поплаваешь, вытерся и отлично себя чувствуешь. А тут пока доберешься до глубины и ветер продует и от воды холодно (сейчас сильнейший норд-ост и вода холодная). Живу тут с Феклой Родионовной (Прим.авт. — вторая жена писателя).

…Хозяин Гребенюк, очень тепло о Вас вспоминает, все спрашивает, почему вы не приехали, обещались…Я пробуду здесь до конца сентября.…Встретил тут Якубовского (литературовед, критик). Он жил с апреля, уехал. Встретил Бибика (писатель), живет в Хосте под Сочи, построил на отведенном ему участке и организует колонию. В Геленджике Пастернак».

Дача Гребенюка находилась на Тонком мысу, на территории пионерлагеря «Североморец» (здание бывшей администрации пионерлагеря). По воспоминаниям дочери Гребенюка Матрены Алексеевны Фетисовой, ее родители сдавали комнаты отдыхающим.

«…Помню, что в 1928 г. у нас снимал комнату писатель. Имя, отчество и фамилию которого я забыла. Что этот гражданин был писателем, мне стало известно со слов его жены. Да и сама я видела, как он садился за стол и что-то писал. Жена писателя просила меня отдать ей для усыновления моего сына, 1927 года рождения».

Больше Серафимович в Геленджик не посещал, умер он 19.01.1949г., но после смерти его связь с нашим городом не прервалась. В 1967 г. в Геленджике снимали эпизоды кинофильма «Железный поток», режиссер Е.Дзиган. Съемки фильма стали ярким событием в культурной жизни города. Многие местные жители участвовали в массовых сценах. Съемки велись в Геленджике в с.Возрождение, на Михайловском Перевале, в Джанхоте.

Во время съемок фильме «Железный поток» в городе создавалось ощущение другого времени: периода гражданской войны 1918 г., когда части Таманской армии вошли в Геленджик, а затем покинули его.

В память пребывания автора романа «Железный поток» в нашем городе и в связи со 100-летием со дня рождения, одна из центральных улиц Геленджика — Санаториальная, была переименована в улицу Серафимовича.

Каждая эпоха выдвигает своих писателей. Александр Серафимович – пролетарский писатель, который верил в идеалы социализма и коммунизма. В своих произведениях неустанно популяризировал эти, по его мнению, великие идеи.

 Геленджикский историко-краеведческий музей

 

Страницы истории. Один из первых классиков советской литературы — о Геленджике. Reviewed by on . В этом году исполнилось 155 лет со дня рождения Александра Серафимовича Серафимовича (Попова) – писателя, журналиста, одного из первых классиков советской литер В этом году исполнилось 155 лет со дня рождения Александра Серафимовича Серафимовича (Попова) – писателя, журналиста, одного из первых классиков советской литер Rating: 0

Комментировать

scroll to top