Вторник , 19 января 2021

Главная » Летопись недели » «ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА»

«ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА»

1

Новогодним подарком для любителей музыкального искусства стал оперный спектакль «Царская невеста» великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. Постановка осуществлена силами известной в городе вокально-сценической студии «Лель», а также солистами и хореографическими коллективами Дворца культуры. Подготовка к долгожданной премьере заняла у местных артистов без малого два года.
«Царская невеста» – одна из жемчужин русской оперной классики. Ее премьера состоялась ровно 115 лет назад. В Геленджике же гениальная музыка Николая Андреевича Римского-Корсакова звучала со сцены Дворца культуры впервые. Впервые и местные творческие коллективы отважились на такую масштабную постановку. Инициатива принадлежала художественному руководителю вокально-сценической студии «Лель» Л.А. Шмариной. Ей удалось увлечь идеей не только своих студийцев, но и другие творческие коллективы Дворца культуры, в результате в постановке приняли участие хореографические ансамбли «Антре», «Фешен-бренд», за которыми были все танцы и массовые сцены, а также приглашенные артисты Дворцы культуры и даже солисты из Краснодара.
Так, роль Любаши исполняет Виктория Лапшина, выпускница вокально-сценической студии «Лель», а ныне солистка музыкального театра краснодарского творческого объединения «Премьера». Любаша – это самый сложный по исполнению и драматизму персонаж.
Либретто
Отвергнутая бывшим возлюбленным опричником Григорием Грязным (отличная работа непрофессионального артиста Артура Федоровского), влюбленным теперь в Марфу, дочь купца Собакина (Жанна Макарова), Любаша решает погубить свою соперницу. Марфа между тем собирается замуж за своего суженного боярина Ивана Лыкова и не принимает ухаживаний опричника. Григорий берет у царского лекаря «приворотного зелья», но Любаша, подслушавшая их разговор тайно меняет зелье на полученный у того же лекаря яд. Тем временем на смотринах царь Иван Грозный выбирает Марфу себе в невесты, но Григорий опьяненный страстью все равно решает добиться любви Марфы и подсыпает ей в питье «приворотного зелья», не зная, что это на самом деле дает яд. Марфа, став нареченной царя и переехав в царские палаты, угасает на глазах. В отравление царской невесты обвиняют бывшего возлюбленного Марфы Ивана Лыкова. Грязной по приказу царя казнит боярина. Узнав о смерти своего возлюбленного, Марфа сходит с ума, а потрясенная Любаша признается в своем страшном преступлении. Грязной в ярости убивает и свою бывшую любовницу, и, будучи не в силах пережить горе, сам кладет свою голову на плаху Малюте Скуратову – сподвижнику Ивана Грозного. А Марфа тем временем, лишившись рассудка, тихо умирает в царских палатах.
В основе оперы Римского-Корсакова лежит реальная история одной из жен Ивана Грозного – Марфы, действительно довольно скоро скончавшейся после свадьбы. Ее подлинная судьба и причины смерти до сих пор остаются загадкой для историков и источником самых различных версий для художников, писателей, поэтов, драматургов и композиторов. Римский-Корсаков, сочинивший свою оперу по мотивам драмы Льва Мея, предложил лишь одну из них.
— Любаша очень сложный персонаж, она истово любит и готова на все ради своей любви, даже на преступление, — говорит Виктория Лапшина. – Оправдание ей найти трудно, но для меня ключом в понимании ее поступков служит только ее неукротимая страсть, только безудержная ее любовь к Григорию, ради которого она когда-то оставила отчий дом и жила с ним невенчанной, что по тем временам уже считалось страшным грехом. Когда мне предложили эту роль, я не могла не согласиться. Тем более, что Геленджик – это моя родина, а из студии «Лель» я в свое время вышла на профессиональную сцену. Конечно, непросто было находить время чтобы между репетициями и спектаклями в Краснодаре приезжать на репетиции в Геленджик, но я рада, что это у нас получилось.
«Царская невеста» — сложная не только в вокальном, но и чисто в техническом плане постановка. Действие происходит во времена Ивана Грозного и в соответствии с этим одних только костюмов, соответствующих эпохе было пошито более полусотни. Столько же задействовано и персонажей.
— Да, мы два года шли к этому спектаклю, — подтверждает художественный руководитель вокально-сценической студии «Лель» Дворца культуры Людмила Шмарина, — сначала арии учили, пробовали, получится – не получится. К нам приезжала Виктория Лапшина, она единственная у нас хорошее меццо-сопрано и профессиональная актриса музыкального театра. Всего было много, но чего-то всегда не хватало. Все время казалось, что вот еще бы пару репетиций. А потом я подумала: «ну, будет еще две репетиции, а затем еще две, и их все время не будет хватать!» Поэтому мы считаем, что сегодняшний спектакль – это не просто премьера, а самая главная генеральная репетиция. И мне особенно приятно, что столько зрителей пришло на нашу постановку. Мы понимаем, что это пришли те люди, которые представляют, что такое опера, представляют, насколько это сложно в наших условиях – условиях самодеятельного коллектива, поставить настоящую оперу. Я знаю точно, что ранее никогда в Геленджике настоящая операв исполнении местных артистов не ставилась и не звучала. А уж тем более «Царская невеста», на которую мы «замахнулись»…
Премьера оперы Дворца культуры «Царская невеста» собрала практически полный зрительный зал. Долгие аплодисменты стали достойной оценкой смелого эксперимента и большого труда наших геленджикских артистов. По результатам первого своего масштабного успеха, теперь они мечтают о новой опере.
Михаил Черногоров

«ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА» Reviewed by on . Новогодним подарком для любителей музыкального искусства стал оперный спектакль «Царская невеста» великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. Постано Новогодним подарком для любителей музыкального искусства стал оперный спектакль «Царская невеста» великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. Постано Rating: 0

Комментировать

scroll to top