Четверг , 27 Июль 2017

Главная » Летопись недели » Юбиляр золотого фонда мировой фотожурналистики и геленджикская коллекция

Юбиляр золотого фонда мировой фотожурналистики и геленджикская коллекция

23 марта исполнилось бы сто лет мастеру военного репортажа Евгению Ананьевичу Халдею. Он оставил после себя впечатляющее наследие – тысячи фотографий периода Великой Отечественной войны. 1418 дней фотокорреспондент Халдей с помощью фотоаппарата «Leica» фиксировал горечь поражения и радость победы воинов Красной Армии.

Сегодня многие, кто в своём телефоне имеет фотокамеру, считают себя фотографами. Ведь фотография – надежный свидетель всего, что происходит в мире каждого человека. Но только мастер может запечатлеть ценнейшие кадры, по которым у потомков появляется представление о целой эпохе. Евгений Ананьевич в документальном фильме «Халдей – фотограф эпохи Сталина» представлен французскими создателями безусловным авторитетом фотожурналистики. Главным лейтмотивом этой биографической летописи был путь советского народа к Великой Победе. Халдей Е.А., как сотрудник Фотохроники ТАСС, побывал на всех фронтах от Мурманска до Берлина и создал обширную галерею портретов солдат и генералов – героев войны. Именно его фотодокументы использовались как неопровержимые доказательства военных преступлений на Нюрнбергском процессе в 1946 году. Награда на международном фестивале фотожурналистики во Франции, которую Е.А. Халдей получил за два года до кончины в 1997 году, стала признанием профессионалов и благодарностью потомков за талант.

А ведь ростки его уникального дара проявились уже в отрочестве. Первый снимок 13-летний подросток сделал самодельным фотоаппаратом, в котором использовал линзу бабушкиных очков. В дальнейшем смекалка и упорство всегда помогали пареньку учиться на ходу, постигая технические азы фотографии. Он купил с рассрочкой на год фотоаппарат «Фотокор 1», чтобы быстро освоить его возможности. В то время, как растет мастерство фотографа, развивается и фотографическая аппаратура.

В фондах геленджикского историко-краеведческого музея хранится коллекция фотоаппаратов за период 100-летнего технического развития. Они классифицируются как пластиночные, широкопленочные, малоформатные, миниатюрные, стереоскопические и полароиды. Музейная коллекция начинается с фотокамер начала ХХ века, которые принадлежали старейшему фотографу Геленджика Борису Карловичу Понговскому. Также представлены складные камеры типа «фотокор» первой половины XX века отечественного и зарубежного производства. С такого пластиночного фотоаппарата с форматом кадра 9×12 см. начал фотографическое дело Е.А. Халдей.

Другая категория: малоформатные, заряжаемые кинопленкой, аппараты, в которой представлены различные отечественные виды:  ФЭД, «Зоркий», «Зенит», «Киев», «Ленинград», «Юность», модификации «Смен», «Вилия», а также зарубежные «Кодак» и «Текони». На фотографии, сделанной на Нюрнбергском процессе, Халдей держит в руках камеру Speed Graphic, которую подарил ему американский коллега Роберт Капа. Этот аппарат со сменной оптикой, двумя затворами (шторным и центральным) относится к кинопленочному.

Американский подарок советскому фотомастеру объединяет с экземплярами геленджикской коллекции наличие светонепроницаемого корпуса, на котором крепятся узлы и механизмы. Знание нюансов отличает не только профессионала от любителя, но и свидетельствует о характере человека. Евгений Ананьевич с неодолимым упорством развивался в своем призвании. В воспоминаниях о фотокорреспонденте упоминается, что он самостоятельно принимал решения, не дожидаясь редакционных заданий. На передовой рисковал жизнью, чтобы сделать кадр, в котором едины будут смысл и композиция. За годы войны он ни разу не воспользовался личным оружием для самозащиты, сосредоточиваясь лишь на фокусе объектива. Возможно, за преданность фотоделу, судьба сделала его счастливчиком, который за всю войну не получил ни одного ранения. А он ответил ей формулой своего призвания – точная режиссура каждого снимка и выгодные ракурсы. 

Фотография 1943 года сентябрьского боя на улице Новороссийска, на которой орудийный расчет артиллеристов ведет огонь по укреплениям противника в районе высоты Сахарная Голова. Несмотря на смертельную опасность, Евгений Ананьевич делает этот кадр, соблюдая законы фотографии – перспективы и композиции. В фондах нашего музея есть фотографии, сделанные при освобождении Новороссийска рукой мастера мирового уровня. На этой видим лишь спины и профиль полевых артиллеристов, которые ведут боевую стрельбу из дивизионной пушки 76-мм. ЗИС-3 на восточной окраине Новороссийска в районе цементного завода «Октябрь». А с высоты мыса Пенай в эти же часы своим артиллерийским огнём корабельных 100-мм орудий их поддерживает батарея капитана Зубкова А.Э., являясь ближайшей к линии фронта.

В начале 80-х годов XX века Евгений Ананьевич Халдей посетил геленджикский музей, находящийся тогда в доме 23 по улице Ленина. Автор, увидев свои фронтовые снимки в зале боевой славы, был признателен сотрудникам музея за сохранение памяти о его пребывании на Северо-Кавказском фронте.

Благодаря работе многих фотокорреспондентов фронтовых газет («Колхозный Черноморец», «Красное Черноморье», «Знамя Родины», «На страже»): Натальи Асниной, Бориса Гореловского, Александра Соколенко, Алексея Межуева, Анатолия Григорьева, Виктора Токарева, Самуила Рубинштейна — собрана галерея краснофлотцев Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота, базировавшейся в Геленджике. С фотопортретов на нас смотрят известные и безымянные герои, которые остановили врага, рвавшегося на Кавказ.

В воспоминаниях дочери Анны Халдей есть упоминание об интуиции ее отца – великого фотографа. Умение мгновенно оценить возможности кадра, безусловно —  большой помощник в создании шедевра, чья судьба —  войти в историю. Но фотография 1945 года, где маршал Жуков на белом скакуне приветствует строй участников Парада Победы, получилась иначе. Георгий Константинович Жуков лично спросил Евгения Ананьевича, как тому удалось предугадать момент фотосъёмки, когда ноги коня не коснутся земли, словно он «летит в воздухе». Халдей ответил: «Я ничего не помню. Когда Вы выехали из ворот, оркестр грянул «Славься», у меня комок к горлу подступил, и я на автомате снимал, снимал, снимал…»

Европейские историки считают, что фотография «Знамя над Рейхстагом» известна любому человеку западного мира и является неотъемлемой частью мирового сознания. Американские, французские, немецкие специалисты по истории, искусству признают талант Евгения Ананьевича Халдея, посвятив ему сотни страниц своих исследований. Работы фотокора ТАСС занимают почетное место в золотом фонде мировой фотографии. Он стал тем мастером, который обладал даром зорко и образно засвидетельствовать ценности эпохи. Призвание Е.А. Халдея показать миру эпоху Победителей, и перед его мастерством потомки склоняют голову в знак уважения.

                                                                        Т.Балуева, м.н. сотрудник подразделения «Батарея капитана Зубкова»

 

Юбиляр золотого фонда мировой фотожурналистики и геленджикская коллекция Reviewed by on . 23 марта исполнилось бы сто лет мастеру военного репортажа Евгению Ананьевичу Халдею. Он оставил после себя впечатляющее наследие – тысячи фотографий периода Ве 23 марта исполнилось бы сто лет мастеру военного репортажа Евгению Ананьевичу Халдею. Он оставил после себя впечатляющее наследие – тысячи фотографий периода Ве Rating: 0

Комментировать

scroll to top